Рост ребенка в 1 9

Содержание

Психологи утверждают, что формирование основы характера и поведения ребенка длится до 3 лет, после этого можно только исправлять и корректировать. В 1 год 9 месяцев еще есть время оценить умения и навыки малыша, увидеть, чему он научился, как развивается, что хочет делать, а от чего категорически отказывается, начиная проявлять свой характер.

Растем и прибавляем в весе

Существуют определенные стандарты роста и веса ребенка на каждый месяц – по ним родители могут сделать вывод о том, как малыш развивается физически, не отстает ли по этим показателям от своих сверстников. Мальчики должны иметь средний рост 80,4-88,4 см, средний рост девочек колеблется в диапазоне 79,7-87,6 см.

Отклонения от стандартов в росте могут быть связаны с индивидуальными особенностями развития ребенка и генетической предрасположенностью. Сильное расхождение в показателях может быть обусловлено патологией эндокринной системы. Для того чтобы быть уверенным в отсутствии заболеваний, необходимо проконсультироваться у педиатра.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: рост девочек по возрасту: таблица Вес детей в возрасте 1 год 9 месяцев индивидуален и зависит от многих факторов, но педиатры рекомендуют в первую очередь ориентироваться на нормы, чтобы в случае расхождений пройти обследование у врача. Должен вызвать беспокойство показатель веса у мальчиков меньше 10,2 кг, вес девочек – меньше 13,3 кг. Нормальные показатели веса у мальчиков – 10,6 – 13,6 кг, у девочек – 10,5 – 12,8 кг. ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: нормальный вес мальчика в 1 год

О физическом развитии

В возрасте 1 года 9 месяцев педиатры рекомендуют начать заниматься гимнастикой. Если до этого упражнения заключались в массировании ножек, ручек, тела малыша мамой, то в этом возрасте можно начинать приучать его к выполнению упражнений самостоятельно. Простые упражнения на укрепление мышц, приседания, подпрыгивания, подъем рук и ног будут интересны малышу вдвойне, если они станут выполняться вместе с мамой, да еще и под веселую музыку.

Распорядок дня устанавливается практически такой же, как у полуторагодовалого ребенка: дневной сон – один раз продолжительностью 3 часа, ночной сон – 10 часов. Общая продолжительность сна уже уменьшается, уступая место бодрствованию, которое длится 5-6 часов. Прием пищи обязательно должен быть организован 4 раза в день в определенное время – этот распорядок благотворно влияет на работу желудка и обмен веществ.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: распорядок дня для ребенка 2 лет при нахождении дома

Социальное взаимодействие

Социум ребенка в возрасте 1 года 9 месяцев заключается в узком круге: родители, бабушки, дедушки, братья, сестры. На посторонних малыш реагирует по-разному, но в большинстве случаев настороженно. Тем не менее, он уже умеет общаться в своем кругу, по-своему выражать свои чувства, говорить понятно для узкого круга близких и выполнять общепринятые действия:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что при здоровом развитии умеет ребенок в 1 год и 4 месяца?

  • выполнять просьбы взрослых: например, подать что-нибудь, показать, поздороваться, попрощаться, согласиться, покивав головой;
  • он различает некоторые цвета, но может их путать и это нормальное явление;
  • он может продемонстрировать, с какими звуками у него ассоциируются те или иные животные;
  • он умеет держать в руке ложку и кружку во время еды, правильно обращаться с ними.

1 год 9 месяцев – период активного развития и время, когда можно начать расширять круг общения малыша, но это не значит, что его нужно устраивать в детский сад (рекомендуем прочитать: что это – комбинированный детский сад и как туда отдать ребенка?). Такая нагрузка на психику будет преждевременной. Как вариант, можно воспользоваться услугами детского центра раннего развития, в котором проходят занятия именно с детьми такого возраста. Занятия в таких центрах непродолжительны, но ребенок начинает расширять круг своего общения, развивает коммуникативные навыки и активно взаимодействует с незнакомыми людьми.

Кроме этого, общение с большим количеством людей помогает развитию речевых навыков, у детей формируются устойчивые умения произносить новые слова, понимать, когда к ним обращаются другие люди. В итоге процесс развития происходит активнее, дети начинают быстрее внятно произносить слова и короткие словосочетания, увеличивать свой словарный запас.

Навыки и умения

Ребенок в 1 год 9 месяцев впитывает в себя, как губка, все навыки и умения, которым его обучают, начинает ставить перед собой элементарные цели и выполнять их. Кроха уже имеет небольшой жизненный опыт, поэтому вся его деятельность основывается на повторении действий, которые он увидел у кого-нибудь или которым его целенаправленно научили:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: правильное развитие ребенка в 2 года 3 месяца

  • складывает игрушки в положенное место;
  • помогает в меру сил маме;
  • поднимается по лестнице, держась за перила;
  • строит башенку из кубиков;
  • поднимает мяч, бросает или пинает его;
  • называет животных, увидев их на картинке, но многосложные слова пока ему не под силу;
  • повторяет простые движения;
  • считает до трех;
  • различает основные цвета;
  • общается со сверстниками, это происходит пока не на речевом уровне, а в игре, но социальные навыки начинают проявляться.

В этом возрасте начинается привыкание к соблюдению правил общежития и к дисциплине. Ребенок начинает понимать, что кроме него есть много других людей, на которых нужно обращать внимание, заботиться о них (рекомендуем прочитать: во сколько лет ребенок начинает говорить первые слова?). Нужно потихоньку прививать ему основные правила приличия. ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что должен есть маленький ребенок в год?

Есть много правил, которые необходимо соблюдать, потому что так принято в обществе, где взаимодействует много людей. Малыш начинает понимать, что в социуме существуют установленные рамки поведения, за которые выходить не стоит.

Питание

В этом возрасте ребенок должен принимать пищу 4 раза в день, через 3-4 часа (рекомендуем прочитать: что и как должен есть ребенок в 9 месяцев?). Наиболее калорийную пищу необходимо готовить в первой половине дня. На завтрак предпочтительно готовить кашу, омлет или запеканку. В рацион питания уже нужно включать суп-пюре, борщ и вторые блюда: мясные и рыбные, овощные рагу, картофельное пюре, молочные и кисломолочные продукты, которые должны оставаться основой меню.

Помимо этого обязательны свежие овощи и фрукты: морковь, картофель, капуста, тыква, кабачки, свекла. Не запрещается также салат из свежих огурцов и помидоров, натертых на терке. Растительные и животные жиры необходимо добавлять в рацион при приготовлении горячих блюд и салатов. Мясные блюда нужно включать в меню ежедневно на обед: нежирные сорта говядины, кроличье мясо, курицу. Из мяса можно приготовить котлеты на пару, мясное пюре, тефтели. Приветствуется питание рыбными продуктами, ими можно заменить 2 раза в неделю мясо – например, паровыми котлетами из рыбного фарша.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: знакомимся с питанием ребенка в 2 года – меню на неделю

Отношения с родителями

В 1 год 9 месяцев малыш требует постоянного внимания со стороны родителей, особенно мамы. Желание быть всегда рядом с родителями уже не сводится к простому сидению на ручках. В этом возрасте начинается взаимодействие между близкими людьми, которое проявляется в совместных играх, чтении книжек, просмотре мультфильмов. Дети, которые еще плохо разговаривают, выражают свои эмоции и чувства объятиями, поцелуями, улыбками, смехом. В этот период важно не отмахиваться от ребенка, а по мере возможности привлекать его к совместному выполнению каких-либо действий:

  • убирать на место игрушки;
  • накрывать на стол;
  • наводить чистоту и порядок в комнате;
  • читать книжки;
  • обучать произношению фамилии семьи, имен мамы, папы, бабушек, дедушек;
  • приучать к самостоятельности, формировать навыки выполнения действий своими силами.

Последний квартал второго года жизни – этап ярких проявлений самостоятельности и активности в социуме. От того, каким будет первый опыт социализации, зависит, как он будет вливаться в новый коллектив в детском саду, а потом в школе. В это время очень важно поддержать малыша в проявлении новых умений и навыков, не пропустить самое важное.

Развитие ребенка в 1 год 9 месяцев

С каждым новым месяцем Ваш малыш становиться всё взрослее, самое время вырабатывать у него правильные привычки и навыки самостоятельности.

Ваш малыш уже умеет…отвечать на простые вопросы Мальчики:76,9-90,9 см.
9,9-15,1 кг.
46,5-52,0 см.
47,0-56,0 см.
Девочки:76,8-90,2 см.
9,9-14,2 кг.
45,4-51,2 см.
47,5-55,0 см.

Физическое развитие ребенка в 1 год 9 месяцев

В 1 год и 9 месяцев Ваш малыш заметно подрос и окреп.

Прибавка в весе и увеличение длины тела в этом возрасте происходит весьма индивидуально.

В среднем длина тела малышей в 1 год 9 месяцев составляет:

для мальчиков — 80 — 87 см;

для девочек — 80-85 см;

Масса тела в 1 год 9 месяцев (в среднем):

для мальчиков — 11-13,5 кг;

для девочек — 11 -13 кг.

Окружность головы:

мальчики — 47,5 — 50,5 см;

девочки — 46,5 — 49,5 см.

В 1 год 9 месяцев у малыша может быть до 20 зубов (2 нижних средних резца, 2 верхних средних резца, 2 верхних боковых резца, 2 нижних боковых резца, 4 первых моляра (2 верхних и 2 нижних), 4 клыка (2 нижних и 2 верхних), 4 вторые моляра (2 верхних и 2 нижних)).

Для определения необходимого количества молочных зубов в возрасте от 6 до 24 месяцев (2 года) можно воспользоваться формулой:

Х=N-4

Где N – возраст ребенка в месяцах;

Х — число молочных зубов.

Нервно-психическое развитие ребенка в 1 год 9 месяцев

В этом возрасте многие малыши становятся очень общительными и коммуникабельными, легче идут на контакт с незнакомыми людьми.

Двигательное развитие ребенка в 1 год 9 месяцев

Малыш уже овладел достаточными двигательными навыками, умеет повторять за взрослым простые движения. Поэтому в этом возрасте полезно заниматься с ребенком утренней гимнастикой, это поможет закрепить имеющиеся навыки и укрепить мышцы и опорно-двигательный аппарат.

Так в один 1 год 9 месяцев малыш может перешагивать через небольшие препятствия, проходит по доске или гимнастической скамейке.

Умеет забрасывать мяч в корзину, стоящую на полу не далеко от него.

Ловко бегает в разных направлениях, легко влезает на стул, диван и также легко спускается на пол.

Познавательное развитие ребенка в 1 год 9 месяцев

Умеет играть в простые конструкторы, различает и называет основные цвета. Знает несколько геометрических фигур. Малыш уже умеет различать и соотносить конфигурацию предмета с соответствующими отверстиями на грани игрушки ( развивающего пособия).

Знает такие понятия как большой, поменьше, маленький.

Совершенствуется навык рисования — может нарисовать прямые и округлые линии.

Проявляет интерес к сверстникам, стремиться к взаимодействию.

Может посчитать до трех, показать на пальцах сколько годиков ему сейчас.

В игре ребенок начинает отображать жизненные действия (готовит кушать, умывается, одевается и другие). Может построить из кубиков башню, дорожку, стол, стул и другие несложные постройки (после показа взрослого).

Речевое развитие ребенка в 1 год 9 месяцев

Уверенно произносит около 30 слов. В речи еще присутствуют слова-заменители, упрощенные слова. Малыш пытается разговаривать простыми предложениями, состоящими из 2-3 слов. Может вступать в беседу со взрослыми.

Малыш уже умеет понимать несложный сюжет на картинке.

Может запомнить и выполнить два поручения. Например, возьми и поставь; возьми игрушку и иди ко мне и так далее. Отвечает на простые вопросы: Кто это? Где? Куда?

В этом возрасте развитие речи идет очень активно, малыш накапливает новые слова, формируется фразовая речь.

Что умеет ребенок в 1 год 9 месяцев

  • Малыш уже может самостоятельно есть любимую пищу. Сам берет и откусывает хлеб.
  • Умеет самостоятельно стягивать шапку и обувь (если она легко снимается).
  • Делает попытки самостоятельно одеваться и раздеваться.
  • Дает знать если испачкает руки или лицо.
  • Всё лучше и лучше контролирует свои физиологические потребности, может сообщить взрослому, когда хочет в туалет.

Уход за ребенком в 1 год 9 месяцев

Продолжаем приучать ребенка к соблюдению личной гигиены, постепенно обучая его новым навыкам самообслуживания.

Утро начинайте с умывания и чистки зубов. Приучайте к регулярной утренней гимнастики.

Позволяйте малышу самостоятельно мыть руки, но при этом тактично контролируйте и помогайте ему.

Купаться каждый день не обязательно, но перед ночным сном следует умыть малыша и желательно ополоснуть ступни ребенка прохладной водой (элемент закаливания).

Продолжайте приучать ребенка к горшку, пусть пока не всё получается, но не теряйте терпения. Регулярно высаживайте малыша на горшок после пробуждения или после после длительных прогулок.

Дневной сон у всех малышей индивидуален, кто-то спит два раза в день, кто-то один, а кого-то вообще не уложишь. Даже если ребенок не спит днем, всё равно старайтесь уложить его, путь он не будет спать, но хотя бы полежит — это тоже отдых.

Прогулки на свежем воздухе — чем дольше тем лучше (ориентируйтесь по погоде). Во время прогулок помогайте ребенку развиваться, пусть больше двигается и познает окружающий мир.

Питание ребенка в 1 год 9 месяцев

Питание малыша в 1 год 9 месяцев не сильно отличается от питания полуторагодовалого ребенка.

Так в рационе ребенка должны обязательно присутствовать первые и вторые блюда.

На завтрак всё также дается каша, можно давать омлет или запеканку из вермишели.

В этом возрасте малышам можно давать супы-пюре, борщ, мясные и рыбные блюда, гарниры, картофельное пюре, овощное рагу, молочные и кисло-молочные продукты.

Так же обязательно в рационе должны быть свежие фрукты и овощи, растительные и животные жиры.

Молочные и кисло-молочные продукты продолжают сохранять ведущие позиции в рационе ребенка.

За день малыш может выпивать до 500 мл кефира или молока. Творог можно предлагать уже и в более сложных блюдах, например, в виде твороженных запеканок, ленивых вареников, сырников.

Расширяется арсенал овощных блюд, так малышу можно давать морковь, картофель, капусту, свеклу, тыкву, кабачки. Можно предложить ребенку салат из свежих огурцов и помидоров, натертых на терке.

Мясные блюда необходимы ребенку ежедневно, лучше давать их в первой половине дня. Для малышей хорошо подходят нежирные сорта говядины, телятина, кролик, курица. Мясные блюда могут быть в виде мясных пюре, паровых котлет, тефтелей, суфле.

Рыбные блюда рекомендуется давать 1-2 раза в неделю.

Необходимые обследования в 1 год 9 месяцев

В 1 год 9 месяцев необходимо посетить педиатра. Врач измерит рост, вес ребенка, оценит соответствует ли возрасту нервно-психическое развитие малыша. Даст рекомендации по гимнастике, закаливанию.

Анализы и обследования здоровым детям не проводятся, назначаются только по показаниям.

В 20 месяце (1 год 8 месяцев) делается вторая ревакцинация от полиомиелита (ReV2 — ОПВ).

Как играть с ребенком в 1 год 9 месяцев

В этом возрасте, очень полезны для развития малыша игры на соотнесение предметов по форме. Для этого отлично подходят коробочки разной формы с крышками, крупные пазлы, специальные развивающие пособия.

Также можно предлагать ребенку игры в которых необходимо сортировать предметы по цвету, размеру.

Чтобы сохранить интерес ребенка преподносите развивающее занятие в форме игры. И не забывайте хвалить малыша за старание и усердие.

Для развития речи необходимо читать сказки, стихи, потешки, петь песни.

Также полезны в этом возрасте пальчиковые игры и игры для развития мелкой моторики.

Не забываем «что жизнь — это движение», поэтому развивающие занятия должны чередоваться с подвижными играми.

Какие игрушки подходят в данном возрасте?

Очень нравится малышам в этом возрасте играть со сборно-разборными игрушками. Такими как матрешки, колпачки, пирамидки.

Предлагайте малышу новые книжки.

Игрушки могут быть самыми разнообразными, главное, проследите, чтобы они были безопасны для малыша.

Ваш малыш подрастает, что-то у него выходит очень хорошо, а что-то еще не получается, проявляйте больше терпения, почаще давайте ему возможность быть более самостоятельным. Вовлекайте его в свои занятия и дела, подавайте ему только хороший пример. Он будет чувствовать свою значимость и развиваться как самостоятельная личность.

Автор публикации: Врач- неонатолог (педиатр) Детская городская клиническая больница №1, г. Астрахань

Ребенок в 1 год 9 месяцев

Ваш ребенок ощутимо повзрослел. Теперь он действительно взаимодействует с вами, сотрудничает в игре и общается, можно сказать, по-взрослому. Продолжает радовать маму и папу своими новыми достижениями. А их в 1,9 немало: ребенок стал еще самостоятельнее, активно взаимодействует с взрослым, начал проявлять интерес к сверстникам, возможно неплохо кушает сам и пытается проситься на горшок. Многие дети в этом возрасте осваивают фразовую речь. Даже те дети, которые еще почти не говорят, так или иначе выражают свои мысли и эмоции. А с «говорящими» можно вести уже почти настоящий диалог.

Что новенького

Коммуникабельность крохи явно увеличилась: он пытается общаться с другими детьми, заглядывая им в глаза, «разговаривая» и привлекая их внимание мимикой и жестами. Появляются первые навыки сотрудничества. Пока общение малышей — это в основном игра рядом, но это уже в какой-то степени социальная адаптация.
Наиболее ярко в 1 год и 9 месяцев проявляется эмоциональность ребенка. Он выражает радость и интерес, играя с взрослым или самостоятельно. Если малыш, играя, пытается сделать что-то сам, вы обязательно увидите его реакцию — удовлетворение или огорчение — в зависимости от того, получилось ли у него задуманное.
Нейрофизиологи отмечают, что у малыша конца 2-го года интенсивно развиваются лобные отделы коры головного мозга. Это те отделы, которые обеспечивают аналитико-систематическую деятельность центральной нервной системы, формируют чисто человеческое восприятие окружающего мира, его отражение и познание. Не случайно в столь небольшой период — от 1 года 9 месяцев до 2 лет — у ребенка резко возрастает, по сравнению с показателями начала года, время взаимодействия с предметами (игрушками), оно увеличивается в 4,5 раза. Большинство малышей (75%) этого возраста уже могут сосредоточиться на каком-либо практическом задании. При этом примерно в 2 раза увеличивается устойчивость действий, т.е. ребенок меньше отвлекается.

Как выглядит ребенок в 1 год 9 месяцев

Бегает достаточно быстро и свободно. С опорой одной рукой о руку взрослого или хватаясь одной рукой за перила поднимается и спускается по лестнице, ставя по две ноги на каждую ступеньку.
Бросает мяч вниз, вперед, вверх. Легко влезает на диван, стул, спускается на пол.
Может поднимать предметы с пола и не падать при этом.
Самостоятельно ест ложкой любую, в том числе и жидкую пищу из тарелки. Самостоятельность еще не сопровождается аккуратностью, хотя уже в меньшей степени во время еды пачкает вокруг себя. Может хорошо пользоваться и вилкой.

Бытовые навыки ребенка в 1 год 9 месяцев

Несмотря на то что увеличивается количество и качество владения бытовыми навыками, набор освоенных навыков индивидуален. В основном дети в этом возрасте знают место хранения одежды, игрушек, книг и других вещей. Поэтому они могут брать вещи и класть их обратно. Проявляется желание многое делать самостоятельно. Улучшаются навыки по снятию одежды — стягивает с себя один — два предмета одежды: не только шапку и расстегнутую обувь, но и расстегнутую кофту, а иногда и нижнее белье.
Некоторые дети в этом возрасте могут самостоятельно надеть носки, обувь или шапку. Есть также дети, способные расстегнуть 2–3 крупные пуговицы, расположенные на удобных для манипуляций руками местах одежды. Продолжайте обучать малыша гигиеническим навыкам. В этот период уже практически каждый ребенок самостоятельно моет и вытирает руки полотенцем. Правда, пользоваться мылом еще не может. Постепенно в игровой форме приучайте ребенка к чистке зубов.
Не упустите момент, когда ребенок начинает проситься на горшок. Но учтите, что отучать малыша от памперсов надо тогда, когда он жестами, позой или звуками начинает демонстрировать наличие позыва на мочеиспускание.

До появления таких признаков различные способы тренировки самостоятельного мочеиспускания малоэффективны. Пытается помогать взрослым по дому. Должен уметь, подражая матери, выполнять простые бытовые действия.

Игры ребенка в 1 год 9 месяцев

Строит башню из четырех — пяти кубиков. Собирает пирамидку из трех — пяти колец без учета их размера. Можно учить собирать пирамидку по размеру. Покажите ребенку правильно собранную пирамидку из двух, а затем и из трех колец и попросите его сделать такую же. Подскажите ребенку, что кольца имеют разный размер, и покажите ему два кольца — большое и маленькое. Скажите: «Давай наденем сначала большое кольцо, а затем — маленькое». В течение нескольких минут воздержитесь от подсказки и наблюдайте за самостоятельной работой малыша. Если все попытки являются неудачными, то помогите ребенку: «Вот видишь, не получилось, не забывай, что сначала надо брать самое большое кольцо, затем поменьше».
При игре со специальными наборами начинает ориентироваться в трех контрастных формах: шар, кубик, кирпичик. Из предметов разной формы по предлагаемому вами образцу (например, кубику) и по вашей просьбе подберет предмет такой же формы (кубик). Если ребенок сразу не подбирает вам кубик, то можно предложить задание в игровой форме: поставить перед ребенком кубик, назвать его и предложить ребенку найти еще кубики, чтобы построить из них домик. Если ребенок и тогда не выполняет ваше задание, то надо ему продемонстрировать выполнение задания — поставить второй кубик на первый, затем снять кубики, вновь поставить перед ним один кубик и предложить выполнить задание. Совершенствуются возможности игры с геометрическими фигурами. При игре собирает, вкладывая меньшую в большую, матрешки, мисочки, формочки, колпачки, пластиковые стаканчики. Большая часть детей в этом возрасте могут по вашей просьбе или самостоятельно во время игры вложить в друг друга три одинаковых объекта разных размеров. Собирает матрешку из двух частей.
При игре с вкладышами правильно вставит 1–2 (иногда и больше) геометрические фигуры в соответствующие отверстия. Однако зрительно-моторная координация еще развита недостаточно. Поэтому при появлении нового пособия долго соображает, как вставить фигуру в паз. Или, наоборот, не думая, пытается силой, без учета формы и взаиморасположения граней предметов, всунуть его.
В 1,5–2 года ребенку желательно купить настольные игры двух видов: разрезные карточки-лото с большими яркими рисунками и крупную мозаику с деталями геометрической формы всех основных цветов. Игры данного типа учат малыша классифицировать предметы по различным признакам: цвету, форме, размеру.
Игры малыша все чаще включают в себя элементы конструктивного творчества. Ребенок в возрасте 1 года 9 месяцев, к примеру, может воспроизвести (после показа взрослого) несколько несложных сюжетных построек из деревянных кубиков: паровозик (3–4 кубика положит рядом) или башенку (домик) из трех-четырех кубиков, поставленных друг на друга. Производит разные действия с одной знакомой образной игрушкой (куклой, мишкой): кормит, вытирает, причесывает — в том числе при самостоятельной игре, если создана игровая ситуация. Одновременно с навыком выполнения одного действия с разными игрушками ребенок также осваивает и выполнение разных действий на одной игрушке: водить, кормить, укладывать спать мишку.
Способен освоить длинный ряд игровых действий, а не просто катать игрушечную машинку туда-сюда. Некоторых детей можно научить накладывать игрушки в кузов машины, везти машину в другую часть комнаты и выгружать их там. Или посадить в кузов игрушечного грузовика своего любимого медвежонка и отвезти его, скажем, на кухню. Таким образом, в игре развивается свой сюжет (сюжетная игра).
В сюжетной игре ребенок легко замещает реальный объект другим или вообще предполагает наличие отсутствующего предмета. Так, малыш возит кубик вместо машинки, имитируя при этом звук мотора, кормит маму несуществующей кашей и т.д.
Самостоятельные игровые действия сопровождает эмоционально выразительными высказываниями, мимикой. Получает эмоциональное удовлетворение от действий с игрушками.
Рисует. Если дать карандаш, то старательно черкает им в пределах листа. Если уже имеет навык держания карандаша, то после демонстрации взрослым того, как это делается, может повторить нарисованную вами линию.
Любит сам рассматривать книгу с картинками, переворачивает страницы книги по одной, а не по несколько страниц, как раньше.

Понимание речи ребенком в 1 год 9 месяцев

Четко выполняет двух-этапные инструкции (пойди в кухню и принеси чашку), требующие двух последовательных действий в двух разных направлениях движения: во-первых, пойди в кухню и, во-вторых, принеси чашку. Выполняет эту чисто словесную инструкцию без помощи вспомогательных жестов и указывающих действий со стороны взрослого. Начинает выполнять поручения (инструкции), состоящие уже из трех этапов. Например, выполняет поручение: возьми чашку, пойди в кухню и поставь ее на стол. Ребенку при этом необходимо выполнить три последовательных действия: во-первых, взять чашку, во-вторых, пойти в кухню и, в третьих, поставить чашку на стол.
Понимает значение слова «большой». Из двух одинаковых предметов разных размеров даст вам по вашей просьбе больший.
В этом возрасте еще выражен детский негативизм — непослушание, неуступчивость, стремление нарушать запреты. Однако существование запретов необходимо прежде всего для безопасности ребенка. Для реализации запретов нужна последовательность. Уже к возрасту одного года вы должны были установить четкие запреты для ребенка и постоянно придерживаться их. Нельзя разрешать то, что запрещалось в недалеком прошлом. Самое вредное для ребенка — это несогласованность действий взрослых, участвующих в воспитании, и отсутствие постоянства определенных требований. Дети тогда вообще перестают слушаться или истощают свою нервную систему попытками приспособиться к противоречивым требованиям взрослых. Для поддержания запретов все чаще используется словесное разъяснение, смысл которого ребенок все больше понимает. Запрет должен быть обоснован и объяснен ребенку. Требование запрета должно предъявляться спокойным голосом (смотрите совет в предыдущем этапе). Нельзя в качестве наказания ставить ребенка раннего возраста в угол, так как такое ограничение двигательной активности в этот период вредно.

Должен уметь показывать 3–4 части тела или лица, которые ему называют. Если выложить перед ребенком несколько картинок с известными ему предметами, животными, то на вопрос взрослого «Где кошка?», а затем на вопрос: «Где собака?» и т.д. большинство детей правильно выбирают картинки.
Понимает несложный рассказ взрослого по картинке с простым сюжетом. Например, «мальчик поит лошадку» или «дети умываются», «дети поливают цветы», «дядя чинит машину». После рассказа, показывая на детали картинок, добейтесь от ребенка ответов на вопросы: «Кто это на картинке? Что делает?» Если сразу не отвечает, то задавайте вопросы с подсказкой: «Что мальчик делает? Что лошадка делает?»

Активная речь ребенка в 1 год 9 месяцев

Резкий рост активного словаря ребенка происходит в возрасте от 1,5 до 2 лет. Ежедневно появляются новые слова. В активном словаре не менее 20 слов к 1 году 8 месяцам, а у многих детей — намного больше.
Начинает произносить предложения из двух слов (простая фраза), девочки — чаще с полутора лет, мальчики — ближе к двум годам. Фразовая речь возникает и в первую очередь используется для вопросов и выражения простых потребностей. Просит взрослых, чтобы ему дали какой-либо предмет, а также просит пить, есть уже не жестами, а словами: «дай пить», «хочу сесть», «хочу какать», «пойдем гулять» и т.д. Первые фразы повествовательного типа чаще всего состоят из существительного и глагола: «папа идет», «кукла упала». Позднее к ним прибавляются прилагательные: «большой», «маленький», «хороший» и т.д.
Начинает комбинировать слова: «шапка дяди». Из внимательного слушателя ребенок превращается в самого настоящего собеседника.
Однако наряду с правильными словами ребенок продолжает еще использовать упрощенные слова, даже во фразовой речи. Например: «Папа, ди» (папа, иди). «Ма, да кх» (мама, дай кису). Из-за нехватки слов ребенок может сопровождать свое словесное общение жестами.

Полезные советы и ответы на вопросы

Какой режим у ребенка

Режим дня ребенка в 1,9 примерно такой же, как у полуторагодовалого. Малыш спит днем один раз, 2–3 часа, а ночью 10–11 часов. Общая продолжительность сна за сутки может немного уменьшиться, в среднем в этом возрасте она составляет 12,5–13,5 часов. Период бодрствования длится до 5,5 часов.
В 1 год 9 месяцев малыш кушает 4 раза в день, через 3,5–4,5 часа. Наиболее сытная, калорийная часть суточного меню должна приходиться на первую половину дня.
Продолжаем приучать ребенка к соблюдению личной гигиены, постепенно обучая его новым навыкам самообслуживания. Утро начинайте с умывания и чистки зубов. Приучайте к регулярной утренней гимнастики. Позволяйте малышу самостоятельно мыть руки, но при этом тактично контролируйте и помогайте ему. Купаться каждый день не обязательно, но перед ночным сном следует умыть малыша и желательно ополоснуть ступни ребенка прохладной водой (элемент закаливания). Продолжайте приучать ребенка к горшку, пусть пока не всё получается, но не теряйте терпения. Регулярно высаживайте малыша на горшок после пробуждения или после длительных прогулок.

Сколько зубов должно быть у ребенка в 1,9 месяцев

Ответить на вопрос, сколько зубов должно быть у ребенка в 1 год и 9 месяцев, нельзя. Существуют лишь примерные нормативы отечественных педиатров, согласно которым к возрасту 1,9 у детей появляется в среднем 17 зубиков. Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) дает несколько другие цифры — 14–16 зубов считается нормальным их количеством в 1 год и 9 месяцев. И конечно, как и в любом другом возрасте, большее или меньшее количество — варианты нормы.
Для определения необходимого количества молочных зубов в возрасте от 6 до 24 месяцев (2 года) можно воспользоваться формулой:
Х=N–4
Где:

  • N — возраст ребенка в месяцах.
  • Х — число молочных зубов.

Чем кормить ребенка в 1,9 месяцев

Рацион малыша в этом возрасте должен включать примерно 1000–1300 калорий в день. Потребность в белках: 2 грамма на килограмм массы тела в день. Идеально сбалансированное питание: 50–55% углеводов, 35–40% жиров, 10–15% белков. Полезны частые кормления. Сладких блюд и конфет следует избегать.
Полностью сбалансировать дневное питание бывает очень сложно, потому что ребенок может сегодня поесть больше, а завтра почти ничего. Поэтому разумно будет стремиться не к сбалансированному дню, а к «сбалансированной неделе».
10 самых питательных продуктов:

  1. Авокадо
  2. Фасоль
  3. Сыр
  4. Яйца
  5. Рыба (лосось, тунец, треска)
  6. Ореховое масло
  7. Макароны с отрубями
  8. Коричневый рис
  9. Тофу (соевый творог)
  10. Индейка

Примерное меню малыша в 1,9 месяцев

Меню ребенка в 1 год и 9 месяцев должно быть сбалансированным и богатым витаминами.
Ближе к двум годам перед родителями часто встает проблема: ребенок отказывается от еды. Не стоит сильно переживать по этому поводу и заставлять свое чадо во что бы то ни стало запихивать в себя все содержимое тарелки. Возможно у малыша меняются вкусовые приоритеты, меняются потребности в объеме съедаемого.

Несколько советов как уговорить своего ребенка поесть

  • Откажитесь от давления на ребенка. Чем больше вы будете давить, тем хуже он будет есть. Кормление через силу может надолго привить малышу отрицательное отношение к приему пищи.
  • Не старайтесь во что бы то ни стало усадить ребенка за стол. В то время, как он во всю осваивает новые интересные занятия, ему некогда тратить время на еду. Если он будет «пастись», получая мелкие и частые кормления, — это будет вполне здоровый и допустимый для него режим питания.
  • Кладите добавку небольшими порциями. Не ошарашивайте ребенка сразу полной тарелкой. Пусть съест сначала чуть-чуть, а потом по мере того, как захочет еще, подкладывайте новую порцию.
  • Приготовьте соус. Дети от года до двух очень любят обмакивать еду в соусы. Таким образом вы сможете замаскировать даже нелюбимые продукты, чтобы малыш их съел. Какие соусы можно использовать: соус из йогурта, сырный соус, фруктовое пюре, питательная салатная заправка, гуакамоле (соус из авокадо) и другие. Нельзя давать ребенку кетчуп, майонез и любые соусы с уксусом, большим количеством соли и специй.
  • Приготовьте «жидкий обед». Если ваш малыш более склонен пить, чем есть, пускай он не прожует, а выпьет свою порцию. Прекрасно подойдут всевозможные «коктейли» из йогурта, смешанного со свежими фруктами. В него можно вставить трубочку, чтобы ребенок оставлял меньше грязи.
  • Приготовьте «поднос с лакомствами»: возьмите пластиковую форму от конфет. Положите в ячейки нарезанные на небольшие кусочки (так, чтобы было удобно брать руками) яркие вкусные и питательные продукты, чтобы понравилось ребенку: сырные кубики, банановые колесики, лодочки из авокадо, деревья из брокколи, маленькие колечки (готовые завтраки), палочки (отварная морковь или пшеничные хлебцы с отрубями), ракушки, бревнышки (макароны разной формы) и так далее — проявите фантазию. Такой поднос идеально соответствует стилю питания большинства детей этого возраста: подбежал, что-то проглотил и убежал. Обратите внимание, что поднос должен стоять на столе, и не позволяйте ребенку бегать с полным ртом, чтобы он не подавился. Если он не может этого выполнить, опрокидывает поднос, — значит он еще очень мал, пусть подрастет.

Как играть с ребенком

Какие игрушки выбрать

Очень нравится малышам в этом возрасте играть со сборно-разборными игрушками. Такими как матрешки, колпачки, пирамидки. Предлагайте малышу новые книжки. Игрушки могут быть самыми разнообразными, главное, проследите, чтобы они были безопасны для малыша.

Как развивать ребенка

В этом возрасте, очень полезны для развития малыша игры на соотнесение предметов по форме. Для этого отлично подходят коробочки разной формы с крышками, крупные пазлы, специальные развивающие пособия. Также можно предлагать ребенку игры в которых необходимо сортировать предметы по цвету, размеру.
Чтобы сохранить интерес ребенка преподносите развивающее занятие в форме игры. И не забывайте хвалить малыша за старание и усердие.
Вариант развивающей игры:
Для чего это нужно?
Положите перед ребенком предметы домашнего обихода (телефон, часы, утюг, фен, расческа, ложки и т.п.). Теперь скажите малышу: «Позвоним папе (бабушке, тете и др.). Что нам для этого нужно?». Ребенок должен выбрать нужный предмет. Обязательно похвалите его. «Позвоните» по телефону папе и поговорите с ним, активно участвует в игре. Аналогично задайте вопросы о других предметах.
Для развития речи необходимо читать сказки, стихи, потешки, петь песни. Естественно, показывая малышу игрушки или картинки в книгах, стоит обращать внимание на цвет зверей и предметов, на их величину. Например: «Где у коровки рога — покажи. Рога белые. Какие рога у коровки? А еще какие?» (Если малыш не может ответить, взрослый отвечает за него — «большие», далее следует спросить об этом у ребенка.)
Обращать внимание малыша на различные предметы и их свойства можно повсюду: и на прогулке, и по дороге в магазин, и на кухне. Хорошо постепенно переходить от описания внешнего вида предметов к придумыванию небольших рассказов про них. Пусть сначала больше работает фантазия взрослых, а малыш будет лишь помощником, со временем ситуация изменится.
Также полезны в этом возрасте пальчиковые игры и игры для развития мелкой моторики.
Полезно знать
В возрасте 1–2 лет все движения в пальчиковых играх за ребёнка делаете вы, а он является пассивным участником игры. Для пальчиковых игр нужно «ловить» момент, когда ребёнок не слишком возбуждён, но и не слишком расслаблен. Для игр с пальцами рук и верхней частью тела надо посадить ребёнка на колени к себе, спину ребёнка прижав к своему животу.
Семья
Этот пальчик — дедушка (большой),
Этот пальчик — бабушка (указательный),
Этот пальчик — папочка (средний),
Этот пальчик — мамочка (безымянный),
Этот пальчик — я (мизинец).
Вот и вся моя семья. (Хлопать в ладоши).
Познавательные — с загибанием пальчиков
Кто у нас в лесу живёт?
Вот-лисичка, вот, вот…
Вот зайчик, вот, вот…
Вот мишка…
или
Будем пальчики сгибать,
будем цветочки называть:
Это — роза,
это — мак,
это гвоздика…
и т.д.
или
Вот коза — с козлятами,
вот мышка — с мышатами
и т.д.
Вариант более сложных игр:
Дождик капает
Дождик капает,
Дождик капает.
Кап-кап-кап.
Кап-кап-кап.
Пальчики обеих рук постукивают по столу.
Ёлочка
Праздник приближается,
ёлка наряжается:
Шарики висят (упражнение-фонарики, кисти рук крутятся в воздухе)
Звёздочки горят,
А хлопушка — бом (хлопок в ладоши)
Конфетти кругом!
Одновременно с пальчиковыми играми используйте игры со всем телом.
Приведённые ниже примеры игр относятся к приёмам телесотерапии, их эффект аналогичен массажу, но большой плюс в том, что идёт сочетание физического воздействия и расширение словарного запаса.
Учтите, игры для всего тела нельзя проводить сразу после еды! Игра-обучайка, хороша для познания названий частей тела, а также как мини-массаж. Лучше, если ребёнок лежит на спине или животе.
У жирафов пятна…
У жирафа пятна, пятнышки везде.
Хлопаем по всему телу ладонями.
На лбу, на носу, на ушах, на шее, на животе, на коленях и носках.
Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела, называем любые части тела сверху вниз.
У слонов есть складки, складочки везде.
Щипаем, как бы собирая складки.
На лбу, на носу, на ушах и т.д.
У котяток шёрстка, шёрсточка везде.
Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)
На лбу, на носу, на ушах и т.д.
и дальше, покуда есть фантазия:
у рыбки — чешуйки, у тигра полоски, у собачки шёрстка у курочки — перья и т.д.)
Часы
Эту игры, как правило, дети быстро запоминают, начинают делать сами.
Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками («бежим») от коленочек до макушки. С ребёнком после 1,5 лет можно делать все его ручками.
Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом!», рука шлёпает легонько по макушке.
Мышь скатилась кувырком. Руки «скатываются» на по телу вниз…
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом!» Два хлопка.
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом!» Три хлопка.
Мышь скатилась кувырком.
Не забывайте, что развивающие занятия должны чередоваться с подвижными играми — игры с мячом, догонялки — эти игры особенно любят непоседы в этом возрасте.

Нужно ли идти в поликлинику в 1,9 месяцев

Если вы ходите к своему педиатру раз в три месяца, то вам предстоит обычный плановый визит. Если вы прививаетесь по стандартному графику вакцинации в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, то в этот визит вакцинация не планируется.

Ребенок 1 год 9 месяцев

В возрасте 1 год 9 месяцев ребенок выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:
Перешагивает через небольшое препятствие на полу (брусочки, палочки).
Проходит по доске, немного приподнятой над полом, или по гимнастической скамеечке.
Забрасывает мяч в корзину, стоящую на полу.
Бегает в разных направлениях.
Легко влезает на диван, стул, спускается на пол.

Рост и вес ребенка в 1 год 9 месяцев данные отечественных педиатров

1 год 9 месяцев Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 10,6 13,6
Вес девочек, кг 10,3 12,8
Рост мальчиков, см 80,8 88,3
Рост девочек, см 79,5 87,5
Окружность головы мальчиков, см 47,2 50,6
Окружность головы девочек, см 46,1 49,5
Окружность груди мальчиков, см 47,9 54,3
Окружность груди девочек, см 48,2 53,5

Рост и вес детей в возрасте 1 год 9 месяцев данные ВОЗ

В возрасте 1 год 9 месяцев у ребенка особенно активно развивается речь: накапливаются слова, ребенок может произнести почти любое слово (по-своему), к концу этого периода появляются настоящие предложения, фразовая речь.

Познавательное развитие ребенка 1 года 9 месяцев

Отличие предметов по форме, величине, цвету:
Ориентируется в четырех контрастных формах (шар, кубик, призма, кирпичик). Различает, соотносит конфигурацию предмета с соответствующим отверстием на грани пособия.
Ориентируется в трех величинах одной формы (большой- поменьше-маленький); находит по просьбе взрослого.
Определяет каждый раз большой и маленький предметы из пяти-шести, расположенных по степени уменьшения.
Собирает двух- или трехразмерную пирамидку, нанизывая на стержень по одному или по два кольца каждой величины.
Ориентируется в трех-четырех цветах. Находит такой же цвет, как на образце (по просьбе взрослого).
«Рисует» линии прямые и округлые, может назвать, что изображает.
Сгибает лист бумаги.

Игровые действия (отобразительные):
Отображает жизненные действия в игре, пользуется предметами-заместителями (кормит, возит, баюкает). Воспроизводит из кубиков несложные постройки (башня, дорожка, стол, стул, кровать, ворота, забор) после показа.

Социально-эмоциональное развитие ребенка в возрасте 1 год 9 месяцев

Поведение спокойное, уравновешенное.
Радостно настроен, постоянно интересуется окружающим.
Подражает взрослым в ситуациях радости, огорчения, тревоги, безразличия.
Эмоционально чуток к разным интонациям голоса взрослого: спокоен, встревожен, доволен.
При общении с близким взрослым использует эмоционально окрашенные возгласы (слова), мимику, движения.
Скучает при расставании с мамой.
Проявляет наибольший эмоциональный интерес к взрослому, играющему с ним.
Напряжен в незнакомой обстановке.
Эмоционально контактирует со сверстником: привлекает внимание мимикой, жестами, возгласами, заглядыванием в глаза.
Самостоятельные игровые действия сопровождает эмоционально выразительными «высказываниями», мимикой.
Получает эмоциональное удовлетворение от действий с игрушками.
Радуется или огорчается в связи с умелыми или неумелыми игровыми самостоятельными действиями.
Обижается, делает недовольное лицо в ответ на наказание, запрет.
Эмоционально различно реагирует на пение, музыку, художественное слово (эмоциональное узнавание).
Проявляет эмоциональную память в знакомых бытовых ситуациях.

Речевое развитие детей в 1 год 9 месяцев

Активная речь:
Использует предложения из двух слов (при общении со взрослыми, прося что-то, в играх). Называет словом свои или чьи-то действия. Договаривает последние слова знакомых стихов, песенок.

Бытовые навыки ребенка 1 год 9 месяцев

Самостоятельно ест любую пищу. Ест с хлебом.
Ест только из своей тарелки.
Самостоятельно снимает (стягивает) шапку, обувь.
Частично одевается (натягивает шапку, надевает туфельки).
Обращает внимание на грязное лицо, руки.
Контролирует физиологические потребности (заранее сообщает взрослому характерным словом).
Проявляет желание многое делать самостоятельно.
Знает место хранения одежды, игрушек, книг и других вещей.

Сколько должен весить ребенок — таблица

Всемирной организацией здравоохранения разработаны нормы веса детей до года и старше. Они помогают молодым родителям ориентироваться, все ли в порядке с ребенком, нет ли отклонений в его росте и развитии.

Грудничок

Что влияет на вес ребенка

На вес ребенка влияет множество факторов. Поэтому не стоит слепо верить усредненным нормам, стараясь подстроить под них собственного ребенка. Ведь даже при рождении дети отличаются не только внешне, но и размерами. Растут они пропорционально, быстрее вес увеличивается у тех малышей, которые скорее вытягиваются в высоту. Большее значение имеет именно соотношение этих показателей, которое называется индексом массы тела. Главное, чтобы он был в норме, даже если вес и рост отклоняются от общепринятого графика.

На вес грудничка могут влиять:

  • Конституционные особенности;
  • Особенности питания: находится малыш на грудном вскармливании или питается адаптированными смесями. В первом случае масса обычно растет заметно быстрее;
  • Своевременность введения прикорма, это касается как преждевременного его начала, так и слишком позднего знакомства со взрослой пищей. Малышам на грудном вскармливании предлагают новые продукты после 6 месяцев. При этом начинают с овощей и следом добавляют безмолочные каши. У детей «искусственников» прикорм начинается на 1,5-2 месяца раньше. По рекомендации врача сроки можно изменить, так же, как и схему ввода продуктов. Так, если малыш, питающийся смесью, плохо набирает вес, советуют знакомить его в первую очередь с кашами;
  • Состояние здоровья младенца. Сказываются не только врожденные отклонения, но и то, как проходили беременность и роды, перенесенные вирусные заболевания. Так, когда ребенку нездоровится, он отказывается от еды, соответственно, вес его растет медленно. Но это не значит, что подобное состояние считается нормальным на протяжении года. Например, в период болезни кроха почти ничего не набрал, зато хорошо кушал после выздоровления и получил чуть ли ни двойную прибавку. Когда малышу плохо, не стоит кормить его насильно. Главное – предлагать пищу и не забывать о питьевом режиме;
  • Нехватка маминого молока. Если ребенок на гв не наедается, то вес его растет медленно. Тогда малыш становится капризным, требует грудь чаще, после кормления не успокаивается, а продолжает плакать. В таких случаях рекомендуют наладить лактацию. Главным образом в этом помогут здоровое питание, исключающее диеты, полноценный сон, питьевой режим и частое прикладывание к груди. Если увеличить объемы молока не получается, рекомендуют прикармливать малышей адаптированными смесями. Например, использовать их вместо одного из кормлений;
  • Лактазная недостаточность. Младенец из-за нехватки фермента не может усвоить мамино молоко. Лактаза необходима, чтобы расщепить лактозу, или сахар. Только в таком виде она быстро всасывается и легко усваивается. При лактазной недостаточности у ребенка наблюдается жидкий стул, быстро впитывающийся в подгузник. В нем заметны кусочки непереваренного молока, и присутствует кислый запах. Недостаточность фермента может быть врожденной или развиваться на фоне дисбактериоза, аллергии на определенные продукты;
  • Дисбактериоз. Количество полезных бактерий, заселяющих кишечник, находится в меньшинстве, по сравнению с условно-патогенной микрофлорой. Из-за этого ухудшается степень усвоения продуктов, нарушается пищеварение, что ведет к плохому набору веса. В этом случае также существуют проблемы со стулом;
  • Дефицит витамина D.

Зачем следить за весом грудничка

Контроль веса грудничка позволит вовремя определить отклонения в развитии. Не нужно заставлять есть младенца или, наоборот, лишать его пищи, чтобы привести параметры в соответствие с нормами.

Обратите внимание! Гораздо важнее самочувствие ребенка, его настроение. Если малыш активный, жизнерадостный, ест с аппетитом, не имеет проблем со стулом и других тревожных симптомов, то волноваться не стоит.

Активный и здоровый малыш

Важно, чтобы в первые две недели жизни малыш прибавил 200-250 граммов от своего минимального веса. Обычно на второй день после рождения происходит снижение массы. Оно составляет около 5-8 процентов от общего веса. Это естественный процесс, бояться не нужно. Вот от этого значения нужно отталкиваться при взвешивании ребенка. В результате за месяц младенец набирает не меньше 500 граммов.

Обычно малыши на грудном вскармливании растут быстрее, вес их за 30 дней может вырасти даже на 1,5-2 килограмма. Тогда масса месячного крохи уже превысит 5,5-6 кг. Такие изменения происходят в первый триместр после родов, затем набор постепенно уменьшается.

Обратите внимание! Заметное снижение прибавок наблюдается при росте активности ребенка. Так, в полгода половина малышей уже сидит, некоторые ползают. Они больше двигаются, поэтому увеличение веса идет медленнее.

Как взвесить ребенка дома

Чтобы узнать, сколько весит ребенок, необязательно посещать поликлинику. Достаточно использовать обычные весы. Потребуются участие взрослого и два измерения. Сначала нужно узнать точный вес мамы или папы, затем – тот же показатель, но уже с младенцем на руках. Современные электронные приборы довольно точные, показывают значение до граммов. Из последнего числа нужно вычесть первое. Удобнее производить измерения с помощью весов, предназначенных для младенцев.

Малыш на весах

В поликлиниках измерения проводят в одежде, приблизительно отнимая ее вес. Дома можно получить более точные значения, раздев малыша. Лучше взвешивание делать до еды, идеально утром, до первого кормления. Если есть цель сравнивать показатели ежедневно, то необходимо проводить процедуру в одно и то же время. На чашу кладут пеленку, только потом включают прибор. Нужно проследить, чтобы на табло все предыдущие измерения обнулились, и пеленка не учитывалась. Далее остается положить младенца и немного его отвлечь, чтобы он не шевелился. Тогда прибор быстро покажет вес грудничка.

Совет. Если ребенок взвешивается в подгузнике или одежде, то лучше затем их взвесить отдельно и отнять от полученного значения.

Вес мальчиков до года

Таблица по месяцам, сколько должен весить ребенок в соответствии с нормами, разработанными ВОЗ

Исходя из таблицы, например, можно узнать, в каком возрасте ребенок может весить 9 кг. Так это считается показателем нормы и в 7 месяцев, и в 9, и даже для годовалого малыша. Не стоит ждать, что ребенок будет стремительно набирать массу, если его родителей нельзя назвать крупными.

Малыш с родителями

Обратите внимание! Многое определяется именно генетикой. Сколько мальчик весит в год, должно зависеть от его роста. Если он ниже среднего, то хорошо, когда и масса находится в этой графе таблицы ВОЗ.

Вес девочек до года

Девочки до года обычно растут медленнее мальчиков.

Таблица, сколько весит ребенок в норме по месяцам

Существуют калькуляторы, позволяющие рассчитать индекс массы тела, который самостоятельно определит по возрасту крохи, в норме она или нет. Чтобы определить, в каком возрасте ребенок весит 13 кг, нужно просмотреть колонки с показателями массы. Так, для девочек это значение выше нормы, даже когда им исполнилось 12 месяцев. При этом, если рост находится в пределах от 79,2-81,7 сантиметров, то поводов для волнений нет. Индекс массы тела определяет параметры ребенка как допустимые. Сколько по нормам должна весить девочка в годик, зависит от ее роста.

Допустимые нормы отклонения в весе

Вес детей отличается. Не может быть, чтобы малыши одного возраста имели одинаковую массу тела. То же касается и их роста. Оба показателя рассматриваются в совокупности, что позволяет определить, есть ли отклонения в развитии, или повод для беспокойства отсутствует. Усредненные показатели нормы и отклонения от нее собраны в таблице ВОЗ. Данные отличаются для девочек и мальчиков. Нужно ориентироваться на ежемесячную прибавку, обращая внимание на самочувствие ребенка.

Обратите внимание! Главное, чтобы за неделю вес малыша увеличивался на 125 граммов. Не рекомендуют взвешивать его ежедневно, чтобы лишний раз не травмировать кроху и маму.

Что делать при проблемах с весом

Проблемы с весом обычно диагностирует педиатр на осмотрах, которые для детей до года планируются ежемесячно. Врач должен учитывать питание ребенка, его параметры при рождении. Также он обязательно осматривает ребенка, чтобы оценить состояние его здоровья и определить, если ли отклонения.

Малыш на приеме у врача

Собрав все данные, можно сделать вывод, есть ли у ребенка избыточный или недостаточный вес, который требует корректировки.

Избыток

Снизить патологический избыточный вес малыша необходимо, чтобы избежать проблем с сердечно-сосудистой системой в будущем, снизить риск развития диабета. Так принимают следующие меры:

  • Корректируют питание младенца и мамы, если ребенок на гв. Для малышей на искусственном вскармливании следят за правильным приготовлением смеси;
  • Увеличивают дневную активность грудничка, продолжительность прогулок на свежем воздухе;
  • Назначают массаж и рекомендуют проводить гимнастику.

Недостаток

Недобор в весе бывает как у «искусственников», так и малышей, питающихся маминым молоком. Главное – исключить наличие патологии, для которой требуется медикаментозное лечение. При недостатке веса рекомендуют раннее введение прикорма, также начинать ввод продуктов с каш. Необходимо обратить внимание на питание мамы, если она кормит грудью. Так, преобладание продуктов, отличающихся высоким содержанием сахара, снижает питательность молока.

Беспокоиться нужно начинать, если ребенок вялый, капризный, плачет сразу после приема пищи, плохо спит. В таком случае нужно проконсультироваться с детским врачом и при необходимости принять меры.

Как избежать отклонений от норм

Патологический недобор веса обычно виден сразу, когда у малыша не хватает подкожного жирового слоя. Ожирение редко диагностируется у детей до года. Допускается, что до двух лет малыши пухлые, со складками на руках и ногах. Нужно помнить, что лучшее питание для крохи до полугода – грудное молоко. Кроме него младенцу ничего не требуется. Продукты, которые вводятся в рацион после 6 месяцев, нужны, чтобы познакомить младенца с новой пищей, вкусами и консистенцией. Это дополнение к основному питанию, которое малыш должен есть с интересом и удовольствием.

Обратите внимание! Своевременный ввод прикорма и грудное вскармливание помогут избежать ожирения. Налаженная лактация и правильное прикладывание к груди не дадут развиться гипотрофии.

Грудное вскармливание

Существуют таблицы, позволяющие оценить, в норме ли вес малыша до года. Они содержат усредненные показатели и значения, которые помогут определить отклонения в большую и меньшую сторону. При подозрении на то, что ребенок развивается неправильно, нужно обратиться к врачу. Он определит, является ли причиной заболевание, и при необходимости назначит лечение или скорректирует питание малыша и мамы.

Кроха к этому возрасту заметно подрос и повзрослел. С каждым днем он продолжает познавать мир и приобретать больше навыков.

Теперь ребенок проявляет интерес к сверстникам, выражает свои эмоции доступным ему способом и пытается осваивать фразовую речь.

Физические параметры в год и девять

Нормы роста, веса, окружности головы и груди у мальчиков

  • Рост от 80,4 до 88,4 сантиметров.
  • Вес от 10,6 кг до 13,6 кг.
  • Окружность головы — 47,5 см до 50,5 см.
  • Окружность груди – 48,8 см до 52,0 см.

Нормы роста, веса, окружности головы и груди у девочек

  • Рост от 79,7 до 87,6 сантиметров.
  • Вес от 10,5 кг до 12,8 кг.
  • Окружность головы — 46,5 см до 49,5 см.
  • Окружность груди – 47,7 см до 51,9 см.

Количество зубов

У ребенка в год и девять месяцев должно быть примерно 17 зубов, но по данным ВОЗ их нормальное количество — от 14 до 16.

Что умеет делать малыш

  • преодолевать невысокие препятствия, самостоятельно может забраться на стул, залезть на диван;
  • взбираться по лестнице, держась за перила;
  • строить башенку или собирать пирамидку;
  • различать форму предметов, подобрать необходимую форму для отверстия сортера;
  • определять размер предмета, например, найти самый большой и самый маленький кубик;
  • различать цвета, найти по просьбе взрослого два одинаковых цвета;
  • самостоятельно кушать из ложки пищу любой консистенции, к тому же старается практически без потерь донести ее до рта;
  • надевать шапку, натянуть штаны, обуться, с раздеванием дела обстоят еще проще, с легкостью снимает с себя все, где не нужно
  • расстегивать пуговицы и замки;
  • может осознанно пользоваться горшком, сообщая о своих потребностях определенными словами;
  • знает место хранения игрушек, по просьбе взрослого убирает книжки и игрушки на свои места;
  • пытается быть самостоятельным, начинает протестовать, когда ему предлагают помощь в том, что он хочет сделать сам.

Особенности психоэмоциональной сферы

  1. Ребенок взрослеет с каждым днем, теперь он взаимодействует с вами в игре почти как взрослый, потому что, даже те дети, которые еще не говорят, умеют каким – либо способом выражать свои эмоции.
  2. Малыш этого возраста уравновешен и спокоен, ему очень интересно познавать мир, тревожность появляется в незнакомой обстановке и когда нет поблизости мамы, хоть ребенок и стал более самостоятельным, но маму все равно хочет всегда видеть рядом.
  3. Достаточно ярко выражается эмоциональность крохи, он проявляет радость, интерес, любопытство, играя со взрослым или один. Когда малыш, играя сам, пытается что – то сделать самостоятельно, то вы точно заметите по его реакции, получилось ли у него задуманное, если он стал кричать и плакать, значит — не получилось, а если доволен и улыбается — все удалось. Особенно сильно на эмоциональность малыша влияет настроение взрослого. Кроха очень чутко реагирует на вашу обиду, печаль или радость.
  4. Ребенок стал более коммуникабельным. Он начинает общаться с другими детишками, заглядывая им в глаза, показывая что – то жестами и мимикой.

Речевые способности

Большинство малышей отлично понимают простые картинки, могут показать, что там нарисовано, также ответить на вопросы «Кто это? Что это? Что делает?».

Задавать такие вопросы после просмотра иллюстраций или прослушивания сказки очень полезно, поскольку это развивает внимание, память, мышление ребенка.

Словарный запас ребятишек содержит около 30-50 слов. Но может быть и больше. Звучание бывает чаще упрощенным или своеобразно — индивидуальным.

Обычно малыш в год и девять месяцев использует в общение со взрослым или игре предложения из двух слов.

Кроха научился выполнять просьбы – поручения из двух действий. Например, «подойди ко мне, возьми мишку» или «подними мячик и брось мне».

С каждым днем ребенок запоминает новые слова, начинается формирование фразовой речи.

Интеллект

В интеллектуальном плане малыш тоже прогрессирует.

К этому возрасту дети умеют:

  • различать цвет, форму, размер предмета;
  • рисовать линии, геометрические фигуры, а также объяснить, что нарисовал;
  • определять голоса животных и подражать им;
  • на фото узнавать близких или знакомых людей.

Справка! Ребенка можно научить произносить свое имя, а также разучить с ним имена близких ему людей: мамы, папы, бабушки, дедушки, сестры, брата.

Рацион питания

Примерное меню

Меню крохи должно быть разнообразным и богатым витаминами.

Рецепт блюда

Творожная запеканка

Ингредиенты, необходимые для приготовления запеканки:

  • Творог 200 грамм
  • Сахар 3-4 ст. ложки
  • Манка 3 ст. ложки
  • Яйцо 1 штука
  • Масло сливочное (для смазывания формы)
  • Сметана 1 ст. ложка
  • Ванилин
  • Изюм

Приготовление в духовке:

  1. Положить изюм в кипяток и оставить, пока готовятся другие ингредиенты.
  2. Тщательно растереть творог вилкой, вбить туда яйцо и все хорошо перемешать.
  3. К полученной массе добавить сахар, манку и ванилин, все тщательно размешать.
  4. Изюм промыть под проточной холодной водой, убрать ненужные хвостики и положить в творожную массу.
  5. Приготовить форму, смазывая ее маслом.
  6. Выложить массу в форму для запекания, разравнять и сверху полить сметаной.
  7. Отправить в разогретую духовку и готовить при температуре 180 градусов 30 минут.
  8. Достать запеканку из духовки, можно украсить свежими ягодами.

Приятного аппетита!

Особенности гигиены и ухода

  1. Приучайте ребенка следовать правилам личной гигиены, обучая его другим доступным навыкам самообслуживания.
  2. Начинайте утро с регулярной зарядки, затем нужно умыться и почистить зубы.
  3. Пусть ребенок сам моет руки под краном, включайте ему воду, контролируйте, но не ограничивайте в самостоятельности.
  4. Купать малютку можно не каждый день, но перед сном нужно умыть его, желательно ополоснуть ступни прохладной водой (элемент закаливания).

Обратите внимание! Сажайте малыша на горшок, если он протестует, все равно не отчаивайтесь и старайтесь высаживать после сна, хотя бы 2 раза в день.

Режим дня и сна

Примерный режим дня для детишек в год и девять месяцев:

Дневной сон происходит один раз в течение 2-3 часов, ночью ребенок спит 10 – 11 часов. Общее время для сна за сутки составляет 12,5 -13,5 часов. Бодрствование длится до 5, 5 часов.

На нашем сайте также есть материалы про следующие периоды жизни малышей: в год и 10 месяцев, год и 11 месяцев.

Занятия с малышом

Игры

Умеет строить башню из 4-5 кубиков, собирает пирамидку из 3-4 колец, можно научить строить пирамидку из двух — трех колец, учитывая размер.

Постройте пирамидку сами, а затем предложите сделать это малышу. Попросите его найти самое большое и самое маленькое кольцо.

Затем скажите «сначала ставим большое, а потом маленькое кольцо», следите за самостоятельной деятельностью ребенка, не давайте сразу подсказку, если у него не получается.

Когда все попытки оказываются не удачными, тогда помогите малышу, сказав «сначала ставим большое, потом маленькое, не забывай об этом».

Во время игр с различными развивающими наборами, запоминает и различает такие формы, как круг, квадрат, треугольник.

Может подобрать по предложенному образцу и по вашей просьбе одинаковые по форме предметы.

Например, вы просите ребенка найти из предложенных картинок предметы круглой формы.

Если ребенок не находит, тогда можно ему подсказать, потом через какое — то время еще раз спросить, таким образом, он постепенно запомнит предметы круглой формы и будет отличать их от квадратной и треугольной.

Дети этого возраста умеют вкладывать меньшую форму в большую. Так он умеет вкладывать друг в друга мисочки, стаканчики, колпачки, матрешки.

Очень полезны игры с вкладышами. Так, малыш уже спокойно может вставить в соответствующие отверстия одну или две фигуры.

Но при появлении нового пособия из –за недостаточно развитой системы зрительной координации, часто пытается всунуть в отверстия неподходящие фигуры, но если ему показать, как сделать правильно, то потом он запомнит это и может играть самостоятельно.

Игры ребенка все чаще носят конструктивный характер. Малыш уже может построить паровозик, положив 3-4 кубика подряд.

Умеет выполнять различные действия на одной игрушке. Например, причесать, покормить, уложить куклу спать.

В играх начинают проявляться элементы сюжетной игры.

Ребенок теперь не просто катает машинку, научите его положить в кузов игрушечные овощи или фрукты и отвезти их на кухню.

Так же в таких играх ребенок легко заменяет настоящий предмет другим, либо вообще придумывает несуществующий.

К примеру, может возить кубик в машине, называя его телефоном, или кормит всех членов семьи несуществующей кашей.

Малыш умеет держать карандаш и чиркать в пределах листа. Если показать, как рисовать линию, старательно повторяет это действие.

Любит листать и рассматривать книги с красочными иллюстрациями. Причем перелистывает по одной странице, а не по несколько, как раньше.

Очень полезны пальчиковые игры.

Например, игра «Семья», где называются члены семьи и по очереди загибаются пальчики ребенка.

Для развития речи будет очень полезно читать малышу сказки, петь песни, читать стихи и просить его повторять услышанное.

Рекомендуем посмотреть видео про идеи для игр:

Игрушки

Самыми любимыми игрушками малышей в этом возрасте все еще остаются пищащие, говорящие, светящиеся и яркие игрушки.

Но также они любят играть со сборно –разборными игрушками, такими как матрешки, пирамидки, разноцветные стаканчики, вкладыши.

Различные конструкторы с крупными деталями, кубики также очень интересны детворе.

Дети очень любят книжки с музыкой, разговаривающих кукол.

Интерактивные игрушки очень нравятся детям всех возрастов.

Обратите внимание! Следите, чтобы игрушки были по возрасту ребенка, не оставляйте малыша без присмотра с игрушками, где есть мелкие детали.

Советы родителям

  1. Давайте ребенку больше возможности играть на свежем воздухе, это очень полезно как для интеллектуального, так и для физического развития;
  2. Не оставляйте малыша без присмотра на детской площадке, когда он лазает по горке или бегает, не полагайтесь на его самостоятельность, он еще пока слишком мал;
  3. Чтобы помочь крохе быстрее привыкнуть к горшку, можно делать это в игровой форме, посадить на горшок мишку или куклу, а потом сказать ребенку, что теперь его очередь сесть на горшок, возможно, он согласится, дети любят играть;
  4. Не потакайте ребенку часто и в любых вопросах, иначе он постоянно будет вами манипулировать, выпрашивать леденец, устраивая истерику в магазине, четко разделяйте границы дозволенного, позволив ребенку что — то один раз, а потом, запретив, вы делаете только хуже для всех;
  5. Не нужно стоять на своих принципах, если ребенок хочет одеть синюю майку, а не желтую, пусть сделает так.
  6. Не держите в комнате постоянно включенный телевизор, даже если малыш отвлекается и не смотрит его, иначе он просто привыкнет, что телевизор должен всегда работать. Сделайте просмотр мультиков в определенное время не более 10 – 15 минут;
  7. Во время прогулок исследуйте мир вместе с ребенком, обращайте его внимание на собак, кошек, деревья, цветы. Общайтесь с вашим чадом, рассказывайте ему то, что вы знаете, также старайтесь ответить на его вопросы, не отмахиваясь на свою занятость, крохе очень важно, чтобы ему ответили и уделили внимание.