Ребенок не слушает воспитателя

Кадр из фильма «Усатый нянь» ?1977г. режиссера В.Грамматикова.

Наверное, многим знаком фильм «Усатый нянь» 1977г. режиссера В.Грамматикова. Вся ситуация выглядит довольно смешно пока она по ту сторону экрана, а не касается каждого из нас. Когда подобный хаос незаметно подкрадывается и стучится в наши двери, то становится уже не до смеха, ладно, если участниками беспредела являются 3–4 ребенка, с ними еще хоть как-то можно справиться, но подчас в группе 20–25 детей и воспитателю бывает сложно заинтересовать всех ребят и управиться с детворой в таком количестве.

Давайте постараемся разобраться в причинах непослушания малышей в дошкольных учреждениях и найти пути их решения.

После трудового дня родители, соскучившись по своему любимому чаду, спешат в детский сад за своим ребенком. Еще не успели пройти эмоции от долгожданной встречи, как воспитатель начинает сетовать на непослушание и плохое поведение. Не следует сразу огорчаться и набрасываться на ребенка с обвинениями, следует разобраться в мотивации такого поведения, а их может быть множество не только со стороны педагога, но и со стороны ребенка.

Причины непослушания детей, спровоцированные поведением самого воспитателя:

Недостаток опыта работы у молодого специалиста

Всем известно, что дети, несмотря на свой несмышленый возраст, являются хорошими психологами. Как только они остаются наедине с новым воспитателем, то всеми своими «щупальцами» стараются распознать, найти все сильные и слабые стороны педагога. Происходит своего рода тестирование: у воспитателя на профпригодность, а у детей на возможность неподчинения. Здесь, главное, кто останется сильнее. Так как детей большинство, а молодой воспитатель в единственном лице, да еще и без опыта работы то, как правило, дети остаются в более выигрышной ситуации.

Недостаток внимания со стороны воспитателя

Бывает такая ситуация, когда педагог переключает свое внимание на человека, зашедшего в группу, или отвлекается на подготовку необходимого материала для организации следующего вида деятельности. Дети очень восприимчивы к такой обстановке и незамедлительно пытаются воспользоваться подходящей возможностью подурачиться.

Фотография с сайта orelsreda.ru

Неумение организовать досуг

В детском саду ребята проводят от 9 до 12 часов, поэтому чтобы дети слушались и с интересом посещали дошкольное учреждение воспитателю при планировании самостоятельной и совместной деятельности с детьми необходимо учитывать не только возрастные и индивидуальные особенности, но и интересы своих воспитанников. Любая деятельность в детском саду должна носить развивающий характер, только при таких условиях у детей будет сохраняться устойчивый интерес к разнообразным занятиям и играм. Если ребенку предлагается досуг несоответствующий его возрасту, то он быстро потеряет к нему интерес и начнет выражать своеобразный протест, который выльется в виде непослушания.

Неправильное распределение эмоциональной нагрузки

Нервная система у дошкольника устроена таким образом, что процесс возбуждения преобладает над торможением. Особое внимание необходимо обращать на подвижных детей. Если своевременно не переключить их внимание на более спокойную деятельность, то дети могут потерять контроль над своим поведением, а это является очередной причиной того, что дети не слушаются взрослого.

Что необходимо сделать воспитателю, чтобы в группе господствовала полная гармония

Каковы пути решения этой проблемы:
Своим ежедневным трудом и вниманием к детям воспитатель, невидимым оком для окружающих, постепенно выстраивает пирамиду своего авторитета.

Зачастую дети просто не слышат воспитателя. Причиной является не шум в группе, а, возможно, тихий голос педагога либо малыши еще не научились воспринимать его тембр. Чтобы найти выход из этой ситуации, необязательно кричать на детей. При обращении к воспитанникам в голосе у взрослого должна чувствоваться определенная требовательность и установка на определенную деятельность, а в душе всегда присутствовать уверенность в своих действиях. Обратиться к детям можно и в игровой форме, если приучить их реагировать на определенный звук, например, позвонить в колокольчик, или постучать в барабан или бубен. Когда воспитатель начнет делать это регулярно, то у детей сформируется своеобразная реакция на шумовой раздражитель.

Несмотря на свой возраст и жизненную мудрость, для детей педагог является своеобразным проводником в мир взрослых. Чтобы воспитателю сблизиться с детьми и стать их частью, необходимо играть с ними в их детские игры, петь песенки, читать сказки и потешки, делать разнообразные поделки, разговаривать на доступном и понятном языке, только на таких условиях дети увидят в нем сверстника и друга и примут в свой круг. Если этого не сделать, то он так и останется для них просто взрослым человеком, непосвященным во все детские секреты и тайны!

Причины непослушания детей, спровоцированные внешними факторами и пути их решения

Непослушание детей не всегда может быть вызвано низким уровнем профессиональной подготовки воспитателя, чтобы в этом убедиться рассмотрим другие факторы, влияющие на негативное поведение.

Возрастные кризисы:

Фотография с сайта epsychology.ru

Дети так устроены, что за период дошкольного детства происходит не только их взросление, но и становление личности и характеризуется он кризисом 3 и 7 лет. Воспитателям этот факт известен, но для многих родителей поведение их чада приводит в недоумение. Послушный и покладистый ребенок вдруг превращается в протестующее и капризное дитя. Родители держатся за голову и не знают что делать! Если эта ситуация знакома, то знайте, у ребенка настал кризисный период.

В 3 года малыш осознает себя как личность, и чтобы самоутвердиться и доказать это окружающим, начинает всем своим поведением выражать всевозможные протесты. «Я сам» и «Сделай с точностью да, наоборот» – вот лозунги, которыми дети руководствуются в этот период. Родители поступят мудро, если научатся договариваться и считаться с мнением ребенка. Можно поставить его перед выбором, например: «Ты сейчас поешь и продолжишь смотреть мультфильмы либо я выключу телевизор», после такого предложения ребенку ничего не остается делать, как пойти на кухню и принять пищу, потому что это решение будет принято им лично!

В 7 лет у ребенка меняется мировосприятие, поэтому кризис проявляется в манерности поведения, дети начинают огрызаться, кривляться. Ребенок испытывает много эмоций, которые ранее были ему неведомы, он начинает под их влиянием изучать себя и сопоставлять с поведением взрослого человека. Педагогам и родителям придется набраться терпения и вместо агрессии и упреков в адрес ребенка постараться окружить его любовью и лаской. В период кризиса 7 лет ребенок, к сожалению, теряет свою детскую непосредственность, вскоре на ее место придет скрытая грусть, или наигранная радость, повзрослев, ребенок научится управлять и играть своими эмоциями.

Любой кризис у детей дошкольников является нормальным явлением, взрослым необходимо помочь ребенку пройти его, а главное, оказать эмоциональную поддержку не в виде нареканий, а путем поднятия самооценки.

Недомогание организма, дискомфорт:

Бывает так, что у спокойных и уравновешенных детей, изредка наблюдаются негативные проявления в поведении, чтобы выяснить причину, необходимо проанализировать предшествующие события. Возможно, произошел сбой в режиме дня: ребенок рано лег спать и соответственно проснулся ни свет, ни заря или нарушился режим приема пищи – все эти обстоятельства приводят к истощению нервной системы и негативным образом сказываются на поведении детей.

Дискомфорт может быть вызван у ребенка его физическим недомоганием, например, вздутием живота из-за скопившихся газов или крапивницей, спровоцированной аллергической реакцией.

Немаловажным фактором является и одежда, в которой ребенок находится, она должна соответствовать размеру, а материалы и ткани быть приятными на ощупь.

Фазы луны:

Дети очень чувствительны на циклы луны. Практика показывает, что накануне полнолуния или какого-либо затмения и 1–2 дня после него, эмоциональное состояние у ребят дестабилизируется, и они становятся раздражительными.

Стрессовые ситуации:

Детям свойственна ранимость. Все происходящее вокруг они принимают близко к сердцу. К сожалению, невозможно жизнь прожить без стрессов. Если взрослые умеют их воспринимать правильно, то детская психика еще чрезмерно к ним чувствительна. К стрессовым ситуациям можно отнести развод родителей, отъезд одного из членов семьи в командировку, потеря домашнего животного. Появление братика или сестрички в семье тоже может стать причиной стресса у ребенка, ведь раньше весь мир крутился вокруг него, а сейчас появилась конкуренция.

С целью привлечения внимания:

Непослушание может быть вызвано возможностью самоутвердиться, это происходит в том случае, когда над ребенком со стороны родителей наблюдается чрезмерная опека. Если взрослые предоставят ребенку свободу, а за его безопасностью будут наблюдать, как бы невзначай, то со временем поведение нормализуется.

Бывают дети, которые начинает проявлять непослушание для того, чтобы, наоборот, привлечь внимание взрослого. Такое поведение характерно в том случае, когда ребенку требуется больше заботы и ласки. Исправить такую ситуацию можно совместными играми, прогулками. Как только малыш компенсирует недостаток внимания, его поведение стабилизируется.

В статье мы рассмотрели причины непослушания у детей и методы их устранения. От того, как быстро и правильно взрослый выяснит мотивацию негативного поведения у ребенка, тем быстрее он приложит все усилия для ее искоренения.

Возможно, имея такой жизненный опыт, как у нас, взрослых, дети, не были бы детьми. Задача воспитателя и родителя заключается в том, чтобы научить ребенка самостоятельно справляться с капризами и привить ему нормы правильного поведения.

Несмотря на знания, опыт и годы работы, иногда бывают ситуации, когда воспитанники становятся словно «неконтролируемыми». Как действовать воспитателю, чтобы и свои нервы сберечь, и детей успокоить, и без слез обойтись.

ПОЧЕМУ ДЕТИ НЕ СЛУШАЮТ ВОСПИТАТЕЛЯ?
Среди основных причин можно назвать следующие:

— недостаток опыта у воспитателя;

— детям не хватает внимания,

— воспитатель не умеет организовать интересный досуг;

— неправильное разделение эмоциональной нагрузки и несвоевременное переключение внимания;

— возрастные кризисы (например, кризис 3-х лет);

— плохое самочувствие.

В ЧЕМ ГЛАВНАЯ ОШИБКА?
Главная ошибка воспитателя — это попытка добиться дисциплины любой ценой. Хотя ваши воспитанники и маленькие, но очень тонко чувствуют человеческие эмоции и часто ваше давление может привести к еще большему протесту.

ЧТО ДЕЛАТЬ?
«Золотой» совет для воспитателя – наблюдайте за детьми. Вот так просто. Хотя это лишь на первый взгляд. Ведь наблюдать – это значит еще и познавать: заниматься с детьми их «детскими» делами, стараться как можно больше о них узнать и в конце сблизиться. Это как раз и есть тот знаменитый индивидуальный подход, о котором все так любят говорить, но мало кому хватает терпения и мудрости, чтобы его применить.

ИСПЫТАНИЕ НА ПРОЧНОСТЬ
В процессе наблюдений определите, в какие моменты дети начинают обращаться невежливо, очень часто они таким образом испытывают воспитателя на прочность и пытаются «прозондировать почву» — до какого предела им разрешено зайти.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СВОИ СЛАБЫЕ МЕСТА?
Для того чтобы ситуация с поведением детей стала немного понятнее, ответьте на следующие вопросы:

— В какие моменты дети начинают вести себя плохо (на что реагируют, против чего протестуют)?

— Каким был подход к детям у педагога, который работал раньше? Возможно, дети привыкли к другим методам? Это не значит, что следует делать так же, эти знания вам понадобятся, чтобы лучше понять своих питомцев.

— Всегда ли вы прислушиваетесь и самое главное – слышите детей? Ведь для гармонии в любых отношениях нужно не только учить, но и учиться самому.

— Какие дети являются лидерами в группе? Как они ведут себя с вами и чем их можно было бы заинтересовать?

— Являются ли ваши занятия интересными для детей? Очень часто причина плохого поведения в том, что детям скучно и неинтересно.

ВАЖНОЕ ПРАВИЛО ПЕДАГОГИКИ
Всегда помните о важном правиле педагогики – не запрещать лишнего. Не стоит запрещать все подряд, запрету подлежит только то, что опасно для детей.

Если запретов слишком много, то это в конце приводит к полному их игнорированию. Лучше пусть запретов будет несколько, но «железобетонных».

УВАЖАЙТЕ ДЕТЕЙ
Как уже отмечалось, дети очень тонко чувствуют наши эмоции. Они способны читать их по выражению лица, взгляду и даже тембру голоса. Уважайте своих воспитанников, относитесь к ним как к личностям. Выбросьте из своего лексикона фразы типа «Вырастешь — узнаешь», «Малый еще меня учить» и «Старшие всегда правы».

Идеальная роль, которая подойдет воспитателю, это – товарищ и друг. Просто – старше их.

ТИШИНА — НЕ ГЛАВНОЕ!
Воспитателям, для которых главное – чтобы в группе было тихо, стоит, наверное, задуматься над отпуском. Потому что воспитателю по призванию будет интересно другое: что еще придумать такого, чтобы детям было интересно, весело и познавательно.

Читайте также: ПО ЗАКОНУ: ИМЕЕТ ЛИ ПРАВО ВОСПИТАТЕЛЬ ВКЛЮЧАТЬ ДЕТЯМ МУЛЬТИКИ В ДЕТСКОМ САДУ