Повышенный сосательный рефлекс

Содержание

прежде, чем мы пойдем дальше, необходимо разобраться, чем грозит неудовлетворенный сосательный рефлекс.
Сосательный рефлекс формируется у ребенка еще во внутриутробный период развития и оказывает решающее воздействие на формирование его психики в период раннего детства. Кроме того, что за счет этого рефлекса ребенок утоляет голод, это средство помогает малышу успокоиться, почувствовать себя увереннее. Сосательный рефлекс является основным в течение первого года жизни ребенка, к концу третьего года жизни он начинает ослабевать, а угасает только к четырем годам. (Здесь, видимо, нужны пояснения. Мне казалось, что если пишут какие-то возрастные ограничения, то всем понятно, что все дети разные, и изменения не происходят ровно в день рождения. Оказывается, это понятно не всем. Так вот: дети разные! Не у всех он исчезает именно в этом возрасте. Но минимальным для начала угасания этого рефлекса физиологами определяется возраст два с половиной года).

Особенно опасно неудовлетворение сосательного рефлекса для флегматиков: это приводит к снижению общего эмоционального тонуса, впоследствии возможны суицидальные наклонности и склонность к продолжительным депрессиям.

Нереализованный сосательный рефлекс у детей, рано отнятых от груди или находящихся на искусственном вскармливании, может приводить к неврозу навязчивых состояний разной степени.
В чем это выражается:
1. Сосание посторонних предметов:
• пальца (самое распространенное);
• материи (одеяла, подушки, манжет рукавов, уголков воротничка и пр.),
• канцелярских принадлежностей (шариковая ручка, кисточка или карандаш во рту),
• собственных волос (девочки иногда берут в рот кончики своих косичек);
• любимых игрушек, и прочего.
2. Обгрызание ногтей.
3. У мальчиков под влиянием запрета на сосание соски или пальца последствия нереализованного рефлекса часто приводит к мастурбации.
4. В будущем, во взрослой жизни, нереализованный сосательный рефлекс вызывает привычку к курению, или сохраняется привычка держать во рту посторонние предметы (карандаш и пр.). Существует мнение, что тяга к курению возникает от нереализованности сосательного рефлекса и привычке «засасывать» нервозность и настороженность. Вы можете видеть, что в стрессовых ситуациях курильщики чаще тянутся к сигарете, что подтверждает данное предположение.

Ребенок, как мы уже говорили, находится на оральной стадии развития (от лат. Oral – рот). Но неблагополучное прохождение этой стадии может порождать невротические реакции. Например, оральная фиксация может иметь место в случае, если ребенок был обделен материнским молоком или лаской в грудной период. Люди с подобной фиксацией обычно пассивны » источник всех материнских и духовных благ они видят вне себя » (Фромм), наиболее выразительной частью их внешности является рот. В зависимости от способа появления различают » активную и пассивную » формы оральной агрессии. Активная связана со стремлением кусаться, в том числе и в психологическом смысле этого слова – вербально, это выражено ехидством и едкими замечаниями. Пассивная форма — болезнь, отказ от еды, жалобы.

Поэтому, если женщина по каким-либо причинам отказывается от грудного вскармливания до угасания у ребенка сосательного рефлекса, она должна постараться найти «объект для сосания». Если ребенок с самого начала на искусственном вскармливании – для него обязательна соска-пустышка, так как вред от нее несоизмеримо меньше, чем от неудовлетворенного рефлекса.

Почему ребенку, которого мать кормит грудью по требованию, пустышка не нужна, а даже крайне вредна?

Малышу нужно общение с родителями, в противном случае, проводя все свое время в компании пустышки, он начнет им меньше доверять.
Американские психологи говорят: «Если ребенок заплакал и вы потянулись не к нему, а к пустышке – выбросьте ее». Безусловно, для младенца лучший утешитель – не соска, а мама.
Если рот ребенка постоянно занят соской, это плохо сказывается на общем развитии, ведь в период до года ребенок «познает мир ртом». Для того, чтобы он изучал предметы, он должен их грызть, облизывать, тянуть в рот. Если рот занят – основной канал восприятия бездействует, тактильная информация поступает в мозг недостаточно полно.

Если женщина хочет кормить младенца грудью, она ни в коем случае не должна заменять свою грудь (даже изредка) соской-пустышкой!

Ребенок сосет грудь и бутылочку или соску по-разному:
Грудь:
Молочко добывается перистальтическими движениями язычка. Сосок не участвует в сосании, он находится на уровне мягкого неба. Малыш захватывает грудь максимально глубоко, широко открыв ротик, воздействуя на млечные синусы, язычком сцеживает молоко — выдавливает, прижимая язычком к небу. Соблюдается ассиметрия захвата — снизу ареолу ребенок захватывает больше. Ко всему прочему, прилив молочка нужно стимулировать. И малыш знает, что каждый прилив через время сменяется следующим в ответ на его сосательные движения и может терпеливо ждать, слегка посасывая. При сосании груди задействованы все группы мышц лица.

Бутылка:
Принцип сосания бутылки основан на разности давления. Когда ребенок сосет бутылку, задействованы лишь мышцы щек. Малыш совершает втягивающее движение и получает непрерывный поток молока. Не обладая способностью сопоставлять предметы и способы сосания этих предметов, ребенок, получающий и грудь, и бутылку, начинает путаться и захватывает грудь по принципу бутылки (ведь бутылку по принципу груди захватить невозможно). Движения языка при таком сосании изменяются — он совершает поступательные движения — вперед-назад. Если кроха начинает сосать грудь по принципу бутылки — она больше не получает необходимой стимуляции и уровень пролактина (гормона лактации) снижается. К тому же, сосок матери уже не будет располагаться на уровне мягкого неба и начнет участвовать в сосании

Сосание пустышки (и бутылочки) может привести к следующим последствиям:
• — Трещины, ссадины, травмы сосков;
• — Лактостаз, мастит
• — Недостаток или избыток молока;
• — Маленький набор в весе;
• — Лактазная недостаточность, пенистый стул, сильное срыгивание;
• — Прикусывание ребенком груди, выгибание под грудью и плач;
• — Отказ от груди.
также известны случаи возникновения кожной аллергии вокруг рта вследствие сосания пустышки.

Обратимся к психологии новорожденного: он рождается с определенным набором ожиданий. Когда эти ожидания удовлетворяются, формируется некая цепочка развития, т.е. чтобы построить эту цепочку, нужно пройти каждое звено по порядку. Если звено выпало — цепочка прервалась либо направилась в другое русло. Близость к матери и получение груди по первому требованию составляют звенья этой цепочки. Малыш учится любви и доверию на руках у матери. Она помогает ему познавать мир через ассоциации. Все это происходит исключительно у нее на руках, т.к. только в этом положении малыш чувствует себя уверенно и формирует положительное отношение к новому миру.

Если ребенка успокаивает пустышка — он переходит на общение с неодушевленным предметом, как бы замыкаясь в себе и сам себя успокаивая. Это ведет к снижению исследовательского интереса к миру, уменьшению потребности взаимодействия с другими людьми, замедлением социализации, и является одной из причин детского аутизма. Когда малыш при беспокойстве получает грудь, он получает эндорфины – «гормоны радости», которые подавляют стресс, а соска этих гормонов не выделяет, тогда нервная система ребенка страдает – что ведет к сбоям в работе всего организма.

Напоследок – прекрасная цитата из книги Трунов М., Китаев Л. Экология младенчества. Первый год. – М., 1993 – 208
«Однако сосание пустышки имеет и другое последствие. Взгляните на подросшего малыша, сосущего соску-пустышку. Глаза его, как правило, полуприкрыты и обращены в никуда. Своеобразное самопогружение. Все это напоминает картину, наблюдаемую при сосании материнской груди. Однако только человеческий рассудок, способный свести сосание груди к механическому акту, может провести тождество между материнским соском и пустышкой. Если мы наконец-то поняли, что кормление грудью – не просто перекачивание молока, то мы должны понять, что разница между сосанием груди и пустышки такая же, как между полноценным половым актом и онанизмом.

Для малыша подобные “самоуглубления” имеют следствием прежде всего снижение активности по отношению к внешнему миру. К тому миру, который он в этот период должен познавать и запечатлевать. Снижается поисковая активность, тенденция к исследованию. А главное, не ведет ли это к привычке удовлетворять свои потребности суррогатным образом?»

Согласитесь, что лучше знать «слабые места» малютки. Тогда можно создать необходимые условия для выхаживания недоношенного малыша, а также заложить прочный фундамент для его здоровья.

При этом следует помнить, что на созревание органов и систем крохи, родившегося намного раньше предполагаемого срока, влияет несколько моментов:

  • Степень недоношенности
  • Наличие заболеваний и/или пороков развития
  • Насколько ребенок приспособился к новым условиям жизни

Мы продолжаем цикл статей об особенностях детей, рожденных раньше положенного срока. Вы можете прочесть публикации:

Преждевременные роды. Причины, симптомы, риски

Недоношенные дети: классификация и внешние признаки. Часть 1

Недоношенные дети: особенности физиологии. Часть 2

Особенности физиологии недоношенных детей

Разумеется, в одной статье невозможно описать все особенности органов и тканей недоношенного ребенка, поэтому рассмотрим лишь основные моменты. Причем во многом они зависят от срока гестации: чем он меньше, тем больше выражена незрелость органов и систем.

Поэтому у глубоко недоношенных детей сильнее страдает работа организма в целом. Также у них имеется высокий риск развития различных заболеваний, которые нередко тяжело протекают.

Тогда как малыши с I и II степенью недоношенности куда лучше подготовлены к жизни вне утробы матери.

Итак, приступим…

Нервная система — в ответе за все

На момент рождения отделы нервной системы сформированы даже у глубоко недоношенных детей, но их созревание не завершено.

Нервные клетки и волокна

Нервное волокно — некий провод, который отходит от нервной клетки, а по нему передается нервный импульс (команда) от центральной нервной системы (спинного и головного мозга) к органам и тканям. Для этого необходим миелин — вещество, покрывающее снаружи нервные волокна, но у недоношенного малыша его недостаточно.

Поэтому пока не закончится «одевание» нервных волокон в миелиновую оболочку, передача нервного импульса нарушена, что значительно ухудшает работу организма в целом.

Однако даже у доношенного ребенка не все нервные волокна покрыты миелином, а их «одевание» в норме продолжается обычно до 3-5 месяцев жизни. Тогда как у недоношенного малыша этот процесс протекает длительнее, а в некоторых случаях затягивается на несколько лет.

Головной и спинной мозг

На 28-36 неделе появляются крупные извилины коры головного мозга, но мелких борозд еще немного.

Слабо развиты мозжечок (отвечает за координацию движений) и продолговатый мозг (в нем находится дыхательный и сосудодвигательные центры).

Кора головного мозга незрелая и быстро истощается.

Тогда как спинной мозг у крохи несколько лучше развит и более зрелый, нежели головной.

В силу таких особенностей нервной системы у крохи движения хаотичные и размашистые. Малыш вздрагивает, у него замедлена реакция на раздражители, мышечный тонус и двигательная активность в основном понижены, имеется непостоянный тремор (дрожание или мелкое подергивание) ручек и ножек, подбородка.

Сосуды головного мозга

Расположены хаотично, а соединения между ними развиты слабо. Сами стенки сосудов недостаточно эластичные и прочные, поэтому легко спадаются либо сужаются (возникает спазм). Кроме того, нарушен отток крови из головного мозга.

Из-за таких особенностей сосудов головной мозг плохо обеспечивается питанием. Также имеется высокий риск развития гипоксии (кислородного голодания), нарушения кровообращения (ишемии) и кровоизлияния в ткани головного мозга.

Наиболее часто такие состояния возникают во время родов — в момент, когда нагрузка на головку крохи колоссальная. Поскольку ни малыш, ни родовые пути матери не готовы к родам.

Однако Природа не оставила малютку без защиты: примерно до 34-36 недель имеется специальная зародышевая нервная ткань в боковых желудочках головного мозга. В случае кровотечения, разрыва сосудов или образования тромбов, она способна растворять кровяные сгустки и кровоизлияния, а также «чинить» повреждения.

Врожденные или безусловные рефлексы

Как правило, вызываются, но чем меньше срок гестации, тем они слабее и быстрее угасают.

Глотательный рефлекс появляется примерно на 11-12 неделе внутриутробного развития, а сосательный — на 29 неделе. Поэтому у глубоко недоношенного малыша они могут отсутствовать — показание для кормления через зонд.

Тогда как у ребенка с умеренной степенью недоношенности сосательный и глотательный рефлексы присутствуют. Однако их сила понижена, поэтому малыш нередко сосет «впустую»: внешне он выполняет энергичные сосательные и глотательные движения, но молока высасывает мало.

Кроме того, из-за незрелости нервной системы примерно до 32-34 недель нарушена координация сосания и глотания с дыханием, что, безусловно, затрудняет кормление.

В норме сосательный рефлекс исчезает примерно к возрасту одного года, а глотательный остается на всю жизнь.

Поисковый рефлекс — попытка ребенка найти еду при прикосновении к углу рта. При этом он поворачивает голову в сторону раздражителя, приоткрывает ротик, опускает нижнюю губку и пытается найти пищу. У умеренно недоношенного ребенка он слабый, а у глубоко недоношенного малыша отсутствует.

Поисковый рефлекс сохраняется в норме примерно до 3-4 месячного возраста, затем угасает, поскольку ребенок уже ищет пищу глазами.

Хватательный рефлекс проявляется тем, что если вложить в ладонь доношенного младенца палец, то он крепко цепляется за него.

Однако у недоношенного малыша обычно этот рефлекс появляется лишь к 32 неделе, но он слабый, а на 36-37 неделе вызывается отчетливо.

Хватательный рефлекс сохраняется примерно до четырехмесячного возраста, затем постепенно угасает.

Остальные рефлексы (например, защитный, Моро и другие) в основном оценивает врач при осмотре.

Поведение, состояние сна и бодрствования

Малыш, родившийся до 28 недель, почти все время спит, но при прикосновении или смене положения тела он просыпается, начинает двигать руками и ногами, открывает глаза, либо реагирует гримасой и негромким плачем. Однако у него быстро наступает истощение, поэтому такое состояние длится всего несколько минут, затем малютка вновь засыпает.

Кроха, родившийся на сроке 32 недели и более, самостоятельно просыпается, а затем какое-то время бодрствует. В этом возрасте начинает формироваться смена сна и бодрствования.

К 35-37 неделе появляется отчетливый самостоятельный и громкий крик, а периоды бодрствования удлиняются.

Как разработать сосательный рефлекс у новорожденного

О сосательном рефлексе: что делать если он слабый?

Жизнедеятельность организма любого человека обеспечивается благодаря выполнению комплекса рефлексов. Что касается новорожденных детей, то они имеют также определенный комплекс природных рефлексов, которые являются своеобразным проявлением ответной реакции их организма на внешние и внутренние раздражители. Все движения закладываются задолго до появления на свет новорожденного, при внутриутробном развитии.

Одним из первых появляется сосательный рефлекс, однако многие не знают, до какого возраста он присутствует и когда должен угасать. Зачастую родителям на снимках с УЗИ удается увидеть, как еще находясь внутри утроба матери, малыш может сосать свой пальчик. Уже после рождения этот рефлекс начинает оттачиваться и усовершенствоваться, едва соска или маминой груди коснутся губы новорожденного. Благодаря этому действию грудничок питается.

Что представляет собой природный инстинкт

За движение отвечают 5 нервных пар, находящихся в черепной коробке ребенка. Новорожденный малыш способен сосать все, что попадает в его ротик, будь то грудь мамы или соска при искусственном вскармливании. Способность сосать не является привычкой, так как формируется еще в период внутриутробного развития. Этот рефлекс закладывается задолго до появления новорожденного на свет, примерно после 15 недели развития, и оказывает существенное влияние на раннее формирование детской психики. Также благодаря владению данным рефлексом новорожденный имеет возможность утолять собственный голод, что обеспечивает, без преувеличения, ему выживание.

Как показывают исследования, дети, которые имели возможность длительное время пребывать на грудном вскармливании или их не лишали соски-пустышки до достаточно взрослого возраста, в дальнейшей жизни в меньшей степени подвержены различным вредным привычкам, они более спокойны и уравновешены.

Каждая мама может убедиться, что как только соска или ее сосок коснется неба в ротике малыша, он тут же начинает сосать. Уже в первые часы своей жизни малыш готов взять мамину грудь. Реализуется рефлекс на практике ритмичными сосательными движениями, которые успокаивают раздраженного ребенка. В процессе сосания соски задействовано около 4 мышц, а при сосании маминой груди – порядка 40. Во время сосания малыш может даже уснуть, так как чувствует себя защищенным, ему уютно и спокойно.

После утоления чувства голода рефлекс начинает ослабевать и, наоборот, усиливается, как только ощущение сытости пропадает. Так, периодически повторяясь, сосательный рефлекс у новорожденных дает о себе знать.

Сигналом для реализации данного явления, будет элементарное прикосновение к щечке или губам ребенка. Как только мама коснется соском или соской щечки, малыш тут час же повернет голову в ее сторону и приоткроет ротик. Этот сигнал указывает на то, что грудничок готов сосать и мама должна предоставить ему эту возможность.

Сколько длится данное явление

Как уже было отмечено, появившийся на свет ребенок начинает сосать через пару часов своей жизни, а формирование и появление этого рефлекса возникает вообще задолго до появления на свет. Спустя несколько часов после рождения малыш начинает достаточно активно искать грудь мамы, чтобы поддержать и реализовать свой природный инстинкт.

Продолжительность, при которой сосательный инстинкт наиболее ярко выражен у грудных детей – это первый год жизни. Постепенно, ближе к годовалому возрасту, он начинает ослабевать. Примерно к 3-4 годам полностью угасает.

В этой связи многие специалисты указывают на необходимость кормления грудью ребенка до полного угасания сосательного рефлекса в соответствии с заложенными природой нормами.

Ослабленный рефлекс сосания и его отсутствие

На практике бывают случаи, когда сосательный рефлекс проявляется в меньшей степени, он ослаблен или отсутствует вовсе. На недостаточно развитый навык будут указывать следующие симптомы:

  • ребенок во время кормления редко сглатывает;
  • сам по себе малыш будет вялым;
  • во время кормления грудничок может очень слабо сосать и даже засыпать;
  • в редких случаях ребенок вообще не может взять мамину грудь.

Основными причинами слабого сосания считаются парезы лицевых нервов, тяжелые соматические состояния, умственная отсталость и прочие отклонения в развитии центральной нервной системы. Такие состояния могут наблюдаться у новорожденных в результате перенесенной гипоксии при родах или во время беременности. Другими, более редкими случаями, провоцирующими отклонения, могут стать простудные и вирусные заболевания или стоматит.

При первых же подозрениях у родителей на слабый сосательный инстинкт или его отсутствие — ребенка следует показать специалистам.

Чтобы установить нарушения или отклонения в этом сложном физиологическом процессе понадобится проведение тщательной диагностики, после чего возможно лечение.

Со стороны родителей любое самолечение в данном случае недопустимо. Единственное, что они могут обеспечить ребенку — это питание из ложечки. Для этих целей можно использовать сцеженное грудное молоко или смеси. Кормить ребенка из ложечки необходимо более часто, так как он может не наедаться в один заход.

Если у ребенка все в порядке, то родители могут быть спокойны о состоянии здоровья и нервной системы своего ребенка. В данном случае формирование и развитие его организма происходит гармонично.

Рефлексы новорожденных

Большинство рефлексов новорожденных в первые недели жизни — это врожденные, например сосательный, защитный, хватательный. Если поставите младенца лицом к яркому свету, плотно закроет глаза, и все это делает из-за безусловных рефлексов. Новорожденный младенец рождается со всеми автоматическими реакциями на окружающую среду, некоторые остаются на месяцы, другие исчезают в пределах нескольких недель и месяцев.

Рефлексы новорожденного ребенка

Что такое рефлекс

Рефлекс это автоматический ответ нервной системы живого организма на внешние и внутренние факторы. В природе существует два типа рефлексов: безусловные и условные.

Безусловные рефлексы новорожденных

Наличие врожденных безусловных рефлексов свидетельствует о нормальном развитии новорожденного. Большинство исчезают с возрастом младенца. Проявляются такие рефлексы ребенка в умении поворачивать голову за касающейся руки к щеке или рту. Такие способности при рождении помогают грудничку найти сосок во время кормления грудью.

Поначалу новорожденный крутится со стороны в сторону, поворачивая голову к соску, уменьшая каждый раз обороты. Но уже через три недели, малыш с легкостью повернет голову и направит сосок в рот.

Сосательный рефлекс новорожденных

Сосательный рефлекс у новорожденного появляется до рождения в утробе матери. Во время УЗИ при беременности можно увидеть, как малыш сосет средний палец. Когда сосок или бутылочку (соску) поместить в рот младенца, он автоматически открывает ротик и начинает сосать. На самом деле это действие происходит в два этапа:

Первый сосательный рефлекс:

Младенец прикладывает губы вокруг ареолы (круговая площадь пигментированной кожи окружающей сосок женщины) и сжимает языком верхней части рта. Этот процесс называют «выжиманием», который обеспечивает подачу молока.

Второй сосательный рефлекс:

Данный рефлекс называют получением молока — язык движется от ареолы к соску. Всему процессу помогает давление или всасывание, которое младенец сам оказывает для того, чтобы питаться.

Сочетать все ритмические движения сосания с вдыханием и проглатыванием – достаточно сложная задача для новорожденного. Поэтому даже если это рефлекторные движения, не у всех малышей все получается с первого раза. Хотя, с практикой — рефлекс станет навыком и они будут справляться с этим на ура.

В то время как рефлексы приспосабливания, сосания и приближения руки ко рту выражаются меньше и становятся более управляемыми, младенец начнет использовать эти движения для того, чтобы утешать себя. Ему также может стать намного лучше, если дадите ему соску или поможете найти большой палец.

До какого возраста

Сосательный рефлекс у ребенка угасает к трем годам, а к четырем полностью проходит.

Рефлекс Моро у новорожденных

Более сложный синдром Моро, который проявляется у новорожденного на первых неделях жизни. Если голова малыша резко меняет позицию или падает назад, вздрагивает из-за чего-то громкого или резкого движения. Ребенок отреагирует на это дергая руками и ногами, выпрямляя шею, а потом сразу же после сжимая руки, может начать рыдать.

Рефлекс Моро проявляется у каждого ребенка по-разному. Достигает синдром своего пика на первом месяце от рождения.

Когда проходит

Рефлекс Моро у ребенка угасает после двух месяцев.

Поза ограждения

Самый интересный автоматический ответ на окружающую среду это навык «крепкой шеи», также известен как поза «ограждения». Заметить его, когда новорожденный поворачивает шею на одну сторону, а его рука, с другой стороны, крепко переплетется с противоположной рукой, как бы делая ограждение.

Но не удивляйтесь, если отсутствует рефлекс. Это все очень индивидуально, и если новорожденные малыши чем-то обеспокоены или будет плакать, это может и не сопровождаться позой «ограждения». Может исчезнуть в пределах пяти или шести месяцев.

Хватательный рефлекс у новорожденных

Врожденный хватательный рефлекс проявляется в раскрытие новорожденным ладони во время прикосновения к ней и захватывании. Также и с ножкой, прикоснувшись, увидите, как он плотно ее подожмет. В первые дни после рождения захват ребенка может казаться настолько крепким, что он мог бы держать предметы ровняющиеся его собственной массе тела, но не пытаетесь экспериментировать с этим.

Рефлекс автоматической ходьбы

Кроме силы, другим талантом детей являются шаги. Конечно, он не может поддерживать собственный вес, но если будете поддерживать его подмышками (будьте осторожны и не забывайте также страховать голову) и поставите младенца подошвами к полу, он поместит ноги на небольшом расстоянии рядом с друг дружкой — попытается ходить. Этот навык исчезнет через два месяца после рождения, а потом появится снова. Появятся после добровольных попыток самостоятельной ходьбы, что имеет место к концу первого года.

Защитный рефлекс новорожденных

Можете считать, что новорожденные дети полностью беззащитны. На самом деле, есть и защитные рефлексы. Например, когда предмет надвигается на малыша, он повернет голову и сделает попытку отвернуть его от себя (невероятно, но когда объект приближается к ребенку, по всей вероятности, если понимает, что столкновения не произойдет — будет спокойно наблюдать за тем, как предмет приближается даже не вздрогнув).

Зрение новорожденного

Обычно у новорожденных плохое зрение. Они не очень хорошо фокусируются на расстоянии 15 см. или 25. Цветовая гамма тоже полностью не изучена, но, скорее всего, дети не отличают все цвета от двух к трем месяцам.

Желтуха у новорожденных.

Как вводить первый прикорм.

Как купать новорожденного.

Лактостаз.

Лечение и симптомы ларингита у детей.

Как отучить ребенка от грудного вскармливания.

Детские вещи.

Пинетки .

Колики.

Список вещей для новорожденного.

Детские коляски.

Гемангиома у новорожденных.

Потница.

Икота.

Новорожденный 2 месяца.

Гемолитическая болезнь.

у новорожденного отсутствует сосательный рефлекс

?

Добрый вечер, дамы. Может быть, кто-то сталкивался с сабжем и подскажет свой опыт.Родственница родила два дня назад мальчика, маленького 2500, правда, мама сама маленькая, худенькая и молодая 19лет. Ребенок не берет ни грудь, ни бутылку, ни соску, ни палец. Кормят его в роддоме через пипетку, малыш потерял уже 300гр веса. Врачи толком ничего не говорят, только, что он сильно маленький и пока сам не может, нужно время. При этом грозятся оставить его в роддоме, если продолжит терять вес. В просторах интернета пишут в том числе и о возможных проблемах с центральной нервной системой.Расскажите, пожалуйста, ваш опыт.Заранее спасибо.

UPD Всем огромное спасибо за отзывчивость. Малыш на 4ый день пришел в себя (были тяжелые роды и 14 часов безводья) и начал-таки кушать. За первую же ночь набрал 50гр. Мама с сыном уже дома.

Tags: 0-3 месяца, а как у вас?/потрындеть, болезни ребенка, искусственное вскармливание, мало ест, маловесные дети, новорожденный

Значение сосательного рефлекса в развитии новорожденного ребенка

Рефлексами называют самопроизвольно совершаемые реакции на какой-либо внешний раздражающий фактор. Они свойственны всем многоклеточным, включая животных и людей. Рефлексы бывают безусловными и условными.

Первая группа всегда с человеком, способствуя его существованию во внешней среде — это врожденные рефлексы. Вторая группа представляет собой неврологические знаки, которые появляются и исчезают в течение человеческой жизни. Каждый ребенок появляется на свет с определенным количеством безусловных рефлексов, среди них сосательный рефлекс и другие автоматизмы, обеспечивающие новому человеку условия для выживания.

Что такое сосательный рефлекс?

Он формируется у ребенка в первые минуты жизни, а задатки его проявляются еще в утробе матери, на УЗИ часто бывает видно, как плод держит во рту свой пальчик. Если малыш родился здоровым и доношенным, его сразу прикладывают к материнской груди, и он успокаивается, получая несколько капелек молозива. Так в роддомах поддерживают врожденный инстинкт и способствуют правильному установлению сосательного рефлекса.

Любого рода прикасания к губкам младенца вызывают ответы в виде совершения сосательных движений. Врачи знают, до какого возраста сосательный рефлекс является нормой, осуществляя защитную функцию — это первые 12 месяцев жизни.

Сосательный рефлекс реализуется при участии ядер определенных нервов, находящихся в стволовой части продолговатого мозга. Это тройничный нерв, лицевой, вестибулярный, языкоглоточный, блуждающий и подъязычный.

Взаимосвязь этих пар нервов обеспечивает строгую координацию процесса сосания. После окончания кормления рефлекс сначала слабеет, а через час или полтора вновь оживает. При повреждении центральной нервной системы или любого вышеперечисленного нерва он снижается или совсем пропадает.

У деток, рано отлученных от материнского молока и вскармливаемых смесями, есть проблема не до конца реализованного сосательного рефлекса, что может приводить к развитию невроза навязчивых движений разной степени. Это выражается в частности в следующем:

  • привычка сосать разные предметы (пальчик, ручка, карандаш, одеяло, куклы и т.д.);
  • привычка грызть свои ногти;
  • у взрослых стремление курить, подолгу удерживать во рту сигарету, при любом стрессе стараться быстрее закурить.

Таким образом, ребенок должен правильно пройти оральную стадию развития, чтобы не было формирования невротических реакций в дальнейшем. Люди, обделенные на ранней стадии развития материнским молоком, должны воспитываться с применением соски-пустышки как объекта сосания, иначе взрослый человек в течение жизни может проявлять оральную агрессию в активной форме (кусаться, огрызаться словесно, ехидничать) и пассивной (плохой аппетит, всякие болезненные состояния).

Пустышку ребенку дают между кормлениями, отучать от нее надо постепенно, во время игры, с разговорами и лаской, без наказания и криков. Когда угасает сосательный рефлекс — природа определила, что ребенку старше одного или полутора лет он ни к чему, хотя еще долго будут сохраняться посасывающие движения у малыша во сне и в последующие годы, примерно до 3 или 4 лет.

Почему он может отсутствовать?

При слабости данного действия малыш очень вяло сосет грудь или бутылочку, быстро засыпая при кормлении, а то и вовсе отказываясь от еды. Так бывает у ослабленных, травмированных в родах или недоношенных деток. Их выписывают из стационарного отделения тогда, когда ребенок привыкает хорошо сосать молоко. Снижение сосательного рефлекса может наблюдаться по следующим причинам:

  • гипоксически-травматическое поражение центральной нервной системы ребенка в утробе матери или в родах;
  • соматические болезни тяжелой стадии (из-за общей слабости и недомогания);
  • парезы и параличи черепно-мозговых нервов, в частности лицевого;
  • умственно отсталые дети;
  • выраженный стоматит, респираторные вирусные инфекции, ринит;
  • плоской формы соски у матери.

При сниженном сосательном рефлексе ребенок постоянно недоедает, поэтому его надо докармливать с ложечки или сцеженным молочком из бутылочки каждые 2 или 2.5 часа.

Любое отклонение в состоянии малыша — это повод обратиться к врачу, ведь это может быть сигналом развития серьезной патологии, требующей немедленного лечения. Снижение сосательного рефлекса требует динамического наблюдения с привлечением невролога.

Отсутствие сосательного рефлекса — это первый симптом повреждения ЦНС, а точнее стволовой части продолговатого мозга, прогностически неблагоприятный признак. У таких деток очень мало шансов на выживание, кормить их приходится только через зонд.

Причины полного отсутствия сосания у деток:

  • травма продолговатого мозга в родах;
  • слабость жевательной мускулатуры, круговой мышцы рта, языка;
  • глубокая недоношенность.

Особенности сосательного рефлекса у недоношенных детей

У деток, рожденных раньше срока с маленьким весом, много разных проблем со здоровьем, свои особенности развития и выхаживания. В частности, сосательный рефлекс у недоношенных детей, как и глотательный часто отсутствуют, особенно при массе тела меньше полутора килограмм, когда есть и недоразвитие многих органов, малый их объем, нарушенная терморегуляция, затруднено дыхание и т.д.

Неполноценность рефлексов связана с недостаточным развитием механизмов нервной регуляции и неполным формированием сосательной мускулатуры. Таких детей нельзя сразу приложить к груди, но и делать большую отсрочку тоже страшно из-за возможной большой потери массы тела.

Длительную отсрочку дают при тяжелой травме или подозрении на наличие кровоизлияния в мозг. Если ребенка не прикладывали более 12 ч, то его переводят на парентеральное питание раствором глюкозы. Зондовое кормление недоношенных деток практикуют при значительном снижении сосания и глотания, при этом объем каждого кормления дозируется специальным шприцом. К бутылочному кормлению переходят после появления у малыша хороших рефлексов.

О кормлении грудью вопрос решается отдельно по каждому ребенку с учетом его состояния и устойчивости рефлекторных знаков. Обычно начинают с одного или двух раз в сутки, если ребенок при этом устает, то докармливают его из бутылочки, всего таких деток кормят до 10 раз в сутки. Главное в процессе выхаживания недоношенных деток — не форсировать события.

Процесс может быть длительным, но успех обеспечен при грамотном подходе врачей и матери малыша, такие детки догоняют своих сверстников к концу первого — максимум третьего года жизни.

Таким образом, сосательный рефлекс является одним из самых важных врожденных рефлексов, которым наделила природа человека для обеспечения наиболее комфортных условий выживания и дальнейшего развития. Его полное отсутствие — непоправимая беда, несовместимая с жизнью, а снижение — это грозный сигнал о серьезной неврологической проблеме, которую необходимо немедленно начинать искать и устранять всеми возможными способами с привлечением врачей невропатологов и других специалистов.

Сосательный рефлекс у новорожденных детей

Жизнедеятельность организма во многом зависит от рефлексов. Для новорожденных они тоже имеют крайне важное значение. Организм крохи определенным образом реагирует на различные раздражители. Врожденные рефлексы в нервной системе малыша закладываются еще в утробе.

У каждого новорожденного ребенка обязательно должен проявиться сосательный рефлекс. Когда ему вкладывают в рот бутылочку с питанием или мама дает грудь, он начинает активно ее сосать. Этому ребенка никто не учит. И это является не привычкой, а важным рефлексом, обеспечивающим нормальную жизнедеятельность. Сосательный рефлекс формируется в утробе матери и оказывает влияние на развитие новорожденного. Этот рефлекс позволяет ребенку утолить голод.

Уже в самые первые часы после рождения сосательный рефлекс срабатывает, чтобы обеспечить выживание. На данном этапе жизни он является самым главным для ребенка. Когда во время кормления грудь или соска касается неба, малыш автоматически начинает их сосать. Если ребенок голоден, рефлекс будет более выраженным, если же сыт – будет проявляться слабее. Через час после того, как кроха накормлен, рефлекс снова становится сильнее. Ритмичное сосание прекрасно успокаивает кроху.

За этот врожденный рефлекс отвечают черепные нервы. Посасывание груди для ребенка — трудная задача, но при сосании пустышки он получает удовольствие.

Когда ребенок достигает возраста 12 месяцев, сосательный рефлекс становится значительно слабее, а полностью исчезает примерно в 3-4 года.

Чтобы проверить наличие сосательного рефлекса у новорожденного, необходимо слегка погладить его щечку или коснуться губ. Он должен приоткрыть ротик и начать движения языком.

Слабый сосательный рефлекс

Иногда у новорожденного сосательный рефлекс проявляется слабо или полностью отсутствует. Чтобы это определить, нужно попробовать покормить ребенка. Если ребенок здоров, то сразу же возьмет грудь и начнет сосать. Но иногда сосательный рефлекс бывает ослабленным. Такие дети в процессе кормления могут уснуть. Они вялые и довольно редко сглатывают. Часто малыш может совсем отказаться от материнской груди. Недоношенного ребенка или слабого выписывают лишь после того, как он научится самостоятельно сосать.

Проверить сосательный рефлекс можно также, положив ребенку палец в рот. Если малыш здоров, то начнет его интенсивно сосать.

Сосательный рефлекс может быть ослаблен по разным причинам. Вот основные из них.

  1. Это может происходить при тяжелых соматических состояниях.
  2. Если при беременности или во время родов была гипоксия.
  3. Серьезной причиной является парез лицевого нерва малыша.
  4. Иногда сосательный рефлекс отсутствует из-за умственной отсталости.
  5. Причиной может быть даже простуда или стоматит.

Если у новорожденного сосательный рефлекс ослаблен, он не будет получать питание в достаточном количестве. Поэтому молоко следует сцеживать и кормить кроху из бутылочки. Частота кормления – через каждые 2 часа. В такой ситуации ни в коем случае нельзя самостоятельно определять диагноз и пытаться лечить ребенка своими силами. Ведь причина может быть очень серьезной. Если вы заметили нарушение сосательного рефлекса у своего новорожденного ребенка, немедленно обратитесь к врачу. Такое состояние требует тщательного обследования и постоянного наблюдения специалиста.

Ребенок может слабо проявлять сосательный рефлекс из-за того, что у мамы соски имеют неправильную форму. Малыш также может быть просто сонным или простуженным, и слабо сосать грудь из-за заложенного носа.

Отсутствие сосательного рефлекса

При полном отсутствии сосательного рефлекса, скорее всего, причиной является повреждение ЦНС. Это плохой признак. Если рефлекс отсутствует, у ребенка нет шансов выжить самостоятельно. Кроху кормят через зонд. Причиной может быть слабость жевательных мышц, языка или мышцы рта.

Трудности при сосании проявляются как последствия родовой травмы. Нельзя говорить о том, что ребенок просто ленится и не хочет этого делать. Возможно, у него есть серьезные нарушения в нервной системе. Продолговатый мозг может повредиться из-за травмы шеи или затылочной области. В результате замедляется развитие ребенка в целом.

Если же рефлексы проявляются нормально, это указывает на то, что нервная система крохи здорова. Если они сформированы правильно, ребенок развивается более гармонично. В итоге можно сказать о том, что проблема сосательного рефлекса может иметь очень серьезные причины. Поэтому обращение к врачу в таких случаях обязательно.

календарь развития недоношенных деток

Какой ребенок считается недоношенным

Ребенок является недоношенным, который на свет появился от 21-й до 36-й недели беременности, с весом не более 2500 граммов и ростом 4647 см. По сравнению с обычными малышами, недоношенный ребенок более слабый и развитие их так же отличается от малышей, рожденных в срок. По физическим показаниям недоношенный ребенок в развитии «догоняет» обычного малыша от года до трех, если только он не болеет.

Как развивается недоношенный малыш по месяцам

В первый месяц жизни у недоношенных детей существует повышенный риск развития различных инфекционных болезней, которые могут протекать с осложнениями. В весе за первый месяц после рождения ребенок набирает очень мало. При хорошем развитии у малыша должен появиться сосательно-глотательный рефлекс. Не редко, если данный рефлекс пока отсутствует, таких малышей кормят через зонд. У таких детей при весе тела менее 3 кг, нервная система не стабильная и такое состояние может удерживаться до 4 месяцев. Пока малыш не научится дышать самостоятельно, необходима искусственная подача кислорода. Необходимо в это время особенно контактировать матери с малышом, поддерживать голосовой и тактильный контакт.

Недоношенный ребенок на втором месяце жизни начинает набирать в весе. Свидетельствует это о его хорошем развитии. Голову приподнимать такие детишки пока не могут, в отличие от доношенных детей. Во время кормления дети на втором месяце жизни очень устают, их нужно докармливать грудным сцеженным молоком. Кормить ребенка в этот период нужно довольно часто.

За третий месяц у недоношенного малыша увеличивается масса тела в полтора раза. Ребенок довольно чувствителен к прикосновениям, хотя улыбаться пока не может. Для таких детишек очень важно поддерживать температурный режим. Температура воздуха в помещении должна быть около 24 градусов. Малыша следует тепло одевать. В помещении, где находится ребенок, ярким свет быть не должен. Моменты бодрствования в этом периоде жизни еще довольно короткие, ребенок почти все время спит, но важно менять положение тела малыша.

На четвертом месяце после рождения ребенок уже пытается поднимать и держать головку. Начинает уже издавать звуки и фиксировать свой взгляд. В это время можно начинать проделывать малышу легкий массаж. Для ребенка рекомендуются: водные процедуры, парение на руках, воздушные ванны.

Очень важно для родителей знать, как развивается малыш по месяцам, чтобы следить за его развитием. В пятом месяце недоношенные дети уже пытаются играть, улыбаться, некоторые даже хватают ручками игрушки.

К шести месяцам недоношенный ребенок увеличивает свой первоначальный вес в 2,5 раза, быстро развивается психоэмоционально. Малыш в этом возрасте уже поворачивает голову, играет с игрушками, реагирует на источники звука. В этом возрасте ребенок в развитии начинает приближение к развитию обычного малыша. Некоторые детишки уже отличают своих близкий от людей чужих.

На седьмом месяце после рождения малыш умеет переворачиваться с живота на спинку, активнее играет.

На восьмом месяце ребенок легко переворачивается, начинается активное гуление. У него уже появляется имитация ползанья поднимается на четвереньки и раскачивается. Малыш уже может кушать с ложки.

Уже на 9-ом месяце жизни малыш самостоятельно активно играет с игрушками, начинает вставать на ножки, держась за барьер, с опорной рукой присаживается самостоятельно на бок. Во время кормления пытается тянуть в рот руками кусочки еды.

На 10-ом месяце недоношенный малыш может подниматься с поддержкой на ноги, хорошо произносит разные звуки, внимательно наблюдает за движущимися предметами.

На 11-ом месяце ребенок становится еще активнее, реагирует на свое имя, ползает или передвигается по-пластунски.

Уже к году дети значительно по развитию догоняют доношенных детей, они начинают произносить слоги. Но торопить события родителям нельзя (рано ставить на ножки), развиваться малыш должен постепенно, в зависимости от индивидуальных качеств.

»Ранние» дети. Недоношенный ребенок: физиология, развитие, уход

На первый год жизни любого ребенка приходится максимально интенсивный рост и бурное развитие. Но в этот период организм чрезвычайно уязвим, защитные силы слабы и несовершенны. Особенно это касается детей, которые родились раньше времени и считаются недоношенными.

Факторы риска преждевременных родов могут быть как социально-демографическими (неустроенность семейной жизни, низкий социальный уровень, слишком молодой возраст), так и медицинскими (ранее перенесенные аборты, многоплодная беременность, гемолитическая болезнь плода, развивающаяся в результате резус-конфликта, а также острые и хронические заболевания матери). К причинам недоношенности относят также вредные условия труда, вредные привычки, физические и психические травмы во время беременности. Недоношенным считается малыш, рожденный от 22 до 37 недель гестации1 и весом от 500 г. Это положение введено Всемирной организацией здравоохранения, к которой присоединились педиатры нашей страны.

Существуют различные степени недоношенности. Основным критерием их определения считается масса тела. Так, если ребенок рождается с массой тела менее 1 кг, то это недоношенный с экстремальной массой; до 1,5 кг — недоношенный с низкой массой тела, а более 1,5 кг — просто недоношенный.

Как выглядит недоношенный ребенок

Внешне недоношенный ребенок существенно отличается от ребенка, рожденного в срок. Подкожно-жировая клетчатка выражена очень слабо или совсем отсутствует (в зависимости от срока недоношенности). Кожа очень тонкая, темно-красная, морщинистая, обильно покрыта густым пушком на лице, спине и конечностях. Пупок расположен внизу живота, в то время как у доношенных детей он расположен в центре. Голова велика относительно размеров туловища, швы между костями черепа и малый родничок открыты (между костями черепа и в области малого родничка имеются участки, не закрытые костной тканью), большой родничок невелик из-за смещения костей черепа. Ушные раковины очень мягкие. Ногти тонкие, не доходят до краев ногтевых фаланг. У девочек большие половые губы не прикрывают малые, поэтому можно увидеть широко открытую багрово-красного цвета половую щель; а у мальчиков яички еще не опущены в мошонку, сама мошонка ярко-красного цвета. Пуповина у таких детей отпадает позже, чем у доношенных, и пупочная ранка заживает к седьмому-десятому дню жизни.

Функционирование всех органов и систем недоношенного ребенка также связано с отсутствием определенного периода внутриутробного развития и особенностями созревания и развития организма в новой окружающей среде. Учитывая незрелость всех органов и систем (центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной), неблагоприятные воздействия переносятся недоношенными детьми особенно остро. Следовательно, заболевания, не представляющие опасности для других малышей, у недоношенных могут протекать тяжелее.

Нервная система недоношенного ребенка

Закладка структур головного мозга происходит на раннем этапе внутриутробного развития. Поэтому даже глубоко недоношенный ребенок рождается со сформированными отделами нервной системы, но процесс созревания проводящих путей — образование оболочки вокруг нервов и нервных волокон, или миелинизация, — еще не закончен, поэтому нарушается проведение нервных импульсов к различным органам и тканям, что сказывается на состоятельности их функций. Миелинизация в норме продолжается еще в постнатальном периоде, т.е. после рождения. Во время родов, даже протекающих без осложнений, мозг малыша испытывает значительные нагрузки. Давление на оболочки мозга становится настолько сильным, что могут развиться явления спазма, нарушение кровообращения, кровоизлияния в мозг. Эти явления более вероятны у недоношенных детей из-за незрелости мозговых структур.

У детей с поражениями нервной системы снижены двигательная активность и мышечный тонус, слабо выражены или отсутствуют рефлексы, может наблюдаться непостоянное мелкое подергивание конечностей и подбородка, подергивание глазных яблок, преходящее косоглазие.

Одним из самых древних, закладывающихся на ранних этапах эмбрионального развития, является сосательный рефлекс. Он может отсутствовать, только если ребенок глубоко недоношен, но в большинстве случаев он присутствует или ослаблен. Недоношенным детям с отсутствием сосательного рефлекса проводятся мероприятия, направленные на его выработку. Существует специальный точечный массаж, который начинают проводить сразу после рождения, если рефлекс отсутствует. Применяют также специальные бутылочки для недоношенных детей.

Кроме этого, у недоношенных детей несовершенны механизмы терморегуляции: они легко отдают тепло, но с трудом его вырабатывают. У малышей, родившихся раньше срока, потовые железы не функционируют, потоотделение отсутствует, вследствие чего они легко перегреваются. Поэтому такие дети должны находиться в максимально комфортных температурных условиях, чтобы избежать как переохлаждения, так и перегревания. Поддержание оптимальной температуры окружающей среды является одним из самых важных аспектов эффективного ухода за недоношенным ребенком. Это достигается в специальных кувезах для недоношенных, где поддерживается постоянная температура (около 36 градусов). Температурный режим нужно поддерживать и после выписки из клиники, не допуская переохлаждения и перегревания малыша. Органы чувств недоношенных способны функционировать уже с первых дней жизни.

У недоношенных детей чаще, чем у доношенных, встречается судорожный синдром, но протекает он несколько иначе. Причинами судорожных состояний могут быть органические поражения головного мозга, эпилепсия, высокая температура, различные обменные нарушения. По сравнению с детьми, рожденными в срок, у недоношенных детей судороги не ярко выражены; например, если у доношенных детей судороги носят клонико-тонический характер (то есть периоды мышечных подергиваний чередуются с периодами «замирания»), то у недоношенных детей судороги чаще имеют клонический характер — характер «замирания». Судорожный синдром в любом случае требует экстренного лечения и последующего наблюдения, так как причины, приведшие к этому состоянию, могут вызвать нарушения мозгового кровообращения, что, в свою очередь, может привести к поражениям мозга.

У недоношенных детей (особенно у детей с экстремально низкой массой тела) часто формируется детский церебральный паралич. Окончательно диагноз детского церебрального паралича можно поставить после года, но признаки заболевания видны с рождения, а более ярко выражены после трех месяцев. Если у ребенка наблюдаются стойкие изменения тонуса мышц, если он не может двигать руками или ногами, если после проведения сеансов массажа и медикаментозной терапии на протяжении первых трех-четырех месяцев не наблюдается положительная динамика, то такой малыш относится к группе риска по развитию ДЦП. Детей с подобными нарушениями активно лечат; если же не формируются рефлексы, соответствующие возрасту, если отстает моторика (двигательная активность), то ставят диагноз — формирующийся детский церебральный паралич.

Учитывая вышеперечисленные особенности нервной системы, недоношенных новорожденных тщательно наблюдают детские невропатологи, а в поликлинике этим детям назначают несколько курсов профилактического или лечебного массажа. Но мама и сама может заниматься с недоношенным малышом гимнастикой и массажем с помощью несложных приемов, которым ее обучит педиатр; это поможет малышу не только правильно развиваться физически, но установить с мамой психологический контакт, который окажет положительное влияние на формирование нервной системы.

Дыхательная система недоношенного ребенка

У недоношенных детей частота дыхания обычно превышает норму и зависит от степени недоношенности: чем меньше масса тела ребенка, тем чаще у него дыхание.

В связи с незрелостью нервной системы, а также системы обмена липидов, Производным которой является сурфактант, обеспечивающий раскрытие легких во время первого вдоха и их нормальное функционирование в дальнейшем, у недоношенных часто развивается синдром дыхательных расстройств, который проявляется развитием ателектазов. Ателектазы — участки спавшейся или не до конца расправленной легочной ткани, которые не участвуют в дыхании и могут стать причиной дыхательной недостаточности. Такого ребенка переводят на искусственную вентиляцию легких до тех пор, пока дыхательная система не начнет функционировать сама. На фоне синдрома дыхательных расстройств часто происходит присоединение различных инфекционных заболеваний (пневмония), что, безусловно, ухудшает состояние ребенка. Чтобы избежать подобных осложнений, в случае прогнозирования преждевременных родов (гемолитическая болезнь плода, тяжелые формы гестозов и т.д.) женщине в период беременности вводят специальные глюкокортикоидные препараты, которые ускоряют созревание дыхательной системы плода.

После выписки малыша из роддома или детского стационара с целью уменьшения вероятности воспалительных заболеваний респираторной системы нужно стараться оградить его от большого количества контактов с потенциально инфицированными родственниками и знакомыми, ограничив круг общения только членами семьи. Для поддержания нормального микроклимата следует проветривать помещение, где находится младенец, при этом, однако, не забывая о температурном режиме.

Сердечно-сосудистая система недоношенного ребенк

Как и все остальные системы в организме недоношенного ребенка, сердечно-сосудистая система является несовершенной. Так, проведенные исследования показали, что любые раздражения вызывают учащение сердечных сокращений, усиление звучности тонов сердца и повышение артериального давления. До рождения у плода своя специфическая система кровообращения, но к моменту рождения у доношенных детей все сердечные коммуникации (переходы и соединения между сосудами и сердцем, отверстия внутри сердца) правильно сформированы. Недоношенные дети, в силу того, что они родились раньше времени, могут иметь различные аномалии сердца, которые вызывают изменения сердечных показателей и ухудшают общее состояние ребенка. Для диагностики аномалий сердца в настоящее время широко используют эхокардиографию (УЗИ сердца).

Поскольку сердечно-сосудистая система недоношенных чутко реагирует на внешние раздражители, то нужно стараться оградить малыша от них (например, от громких звуков).

Пищеварительная система и питание недоношенного ребенк

Пищеварительная система незрелых детей также имеет ряд особенностей. В первую очередь это выражается в незрелости ферментной системы. Железы желудочно-кишечного тракта не вырабатывают нужное количество ферментов и желудочного сока. При заселении желудочно-кишечного тракта микроорганизмами даже небольшое количество болезнетворных бактерий, которое в норме было бы нейтрализовано при помощи защитных свойств желудочного сока и сока поджелудочной железы, у недоношенных детей вызывает явления дисбиоза (неправильного соотношения тех или иных микроорганизмов в желудочно-кишечном тракте). Также из-за незрелости нервной системы и передачи нервных импульсов страдает двигательная (моторная) функция желудочно-кишечного тракта, замедляется продвижение пищи по желудочно-кишечному тракту. Вследствие этого возникают проблемы с поступлением пищи в разные отделы желудка и кишечника и ее выведением. Несмотря на несовершенство пищеварительной системы, даже у глубоко недоношенных детей в желудочном соке находится сычужный фермент, створаживающий молоко. Поэтому самым лучшим и необходимым питанием для недоношенного ребенка является материнское молоко.

Помимо питательной ценности, молоко оказывает неоценимую услугу для защиты организма малыша от факторов агрессии внешней среды. Поэтому даже в том случае, когда ребенок сразу после родов находится в отделении интенсивной терапии и получает парентеральное питание (через капельницу) или настолько слаб, что не может сосать грудь, необходимо предпринимать все возможные меры для сохранения грудного молока, кормить малыша из ложки. Это один из необходимых факторов при выхаживании недоношенных младенцев. Если малыш родился глубоко недоношенным и у него отсутствует сосательный рефлекс, то кормление проводится капельно: через специальные приборы — линеоматы при помощи назогастрального (носо-желудочного) зонда сцеженное грудное молоко или молочную смесь постепенно вводят в желудок ребенка. В связи с тем что потребность недоношенных в белках, витаминах и микроэлементах очень высока, им назначаются дополнительные добавки, которые вводятся в грудное молоко.

Костная система недоношенного ребенк

Даже у глубоко недоношенных детей к рождению костная система бывает сформирована, но минерализация костей еще не закончена, в связи с чем им дополнительно назначают кальций. При недостатке в организме витамина D, фосфора и кальция у ребенка развивается рахит. Недоношенные дети входят в группу риска по развитию этого заболевания. У них оно течет особенно остро и быстро прогрессирует. Поэтому недоношенным детям непременно назначают витамин D для профилактики рахита.

Бывает, что недоношенные дети рождаются с несформированными тазобедренными суставами. Дисплазия (недоразвитие) суставов грозит в дальнейшем подвывихами, вывихами и лишением возможности самостоятельно передвигаться. Поэтому необходимо вовремя диагностировать данную патологию и назначить лечение. Для обнаружения дисплазии проводят ультразвуковое исследование суставов, которое позволяет правильно поставить диагноз. Для лечения, в зависимости от степени зрелости суставов, назначают либо широкое пеленание, либо ношение распорок, либо — в тяжелых случаях — иммобилизацию при помощи гипсовых повязок.

Что же ждет ребенка, который «поторопился» родиться? Прогноз зависит от степени недоношенности. Если ребенок родился после 33-й недели и не пострадал в родах, то он через семь-десять дней может быть выписан домой. Если же срок гестации меньше, а масса тела низкая, то таких детей переводят на второй этап выхаживания в специальные детские стационары. Там они проходят полное обследование, а в случае наличия какой-либо патологии — лечение. После стабилизации состояния малыша выписывают под наблюдение участкового педиатра. Недоношенному ребенку в районной поликлинике обычно уделяют особое внимание.

В заключение обнадежим родителей: как показывают многолетние наблюдения, несмотря на все описанные особенности, при хорошем уходе и должном внимании родителей и врачей недоношенные дети успешно развиваются и после года догоняют своих сверстников.

Галина Яцык
Академик РАЕН, профессор, заслуженный деятель науки РФ,руководитель отделения для недоношенных детей Научного центра здоровья детей РАМН.

Умение сосать необходимо, чтобы утолить голод, а значит, выжить. Именно поэтому природа распорядилась так, чтобы этот рефлекс был первым в жизни малыша, безусловным. Как только нёба новорожденного коснется мамина грудь или соска бутылочки со смесью, он должен начать есть. Так происходит, если малыш здоров и достаточно развит. У недоношенных деток сосание слабое, у глубоко недоношенных (меньше 1,5 кг весом при рождении) может отсутствовать совсем. При соответствующей помощи специалистов сосательный рефлекс у недоношенных детей (не считая сложных случаев) должен появиться в течение суток, не позже. Выписывают крох только, когда они окрепнут и начнут кушать достаточно активно.

Проверить сосательный рефлекс у новорождённого очень просто – положите ему в рот палец, он инстинктивно начнет его сосать. Если родившийся в срок ребенок этого не делает, значит, рефлекс отсутствует. У этого есть несколько основных причин:

  • Гипоксия (внутриутробная или родовая)

  • Травма продолговатого мозга, полученная во время родов

  • Частичный (парез) или полный паралич лицевых нервов

  • Слабость круговой мышцы рта, языка, жевательной мускулатуры

  • Тяжелая форма стоматита, ринита, ОРВИ, ОРЗ

  • Обострение какого-либо соматического заболевания

  • Умственная отсталость

#PROMO_BLOCK#

Если обнаружено отсутствие рефлекса, вы должны сразу же обратиться к врачу — детскому неврологу и невропатологу. Неспособность ребенка сосать грудь или бутылочку со смесью влечет за собой опасность, что он будет голодать или недоедать. Малыш не сможет в необходимой мере развиваться (как физически, так и психически). Принимать какие-либо меры самостоятельно недопустимо, вы можете навредить ребенку. Если рефлекс отсутствует полностью, кроха обязательно должен находиться под наблюдением специалистов, которые смогут оперативно отреагировать на возможное ухудшение состояния новорожденного. Врач назначит правильное лечение, которое зависит от причины проблемы.

Несмотря на всю серьезность этой ситуации, не стоит отчаиваться. В некоторых случаях плохой сосательный рефлекс можно разработать. Доктор может назначить специальный массаж лица, который нужно будет делать ребенку перед кормлением, и использование пустышки. Также педиатр поможет с разработкой правильного графика кормления и определит объем докармливания (когда малыш плохо сосет, это необходимо). Ребенка со слабым сосательным рефлексом обычно дополнительно кормят из ложечки смесью или сцеженным грудным молоком. Едят такие крохи совсем маленькими порциями, поэтому докорм производится часто.

Сосательный рефлекс у детей начинает ослабевать к возрасту 1 года. Примерно, к 3-4 годам он угаснет полностью. Нередко можно встретить статьи, где специалисты пишут о нереализованном сосательном рефлексе, превратившимся в невроз навязчивых движений. Он отмечается, к примеру, у рано отлученных от груди детей. Они начинают постоянно «тащить» в рот палец и различные предметы – карандаши, игрушки и пр. Во взрослом возрасте невроз часто превращается в зависимость от сигареты. Впрочем, это уже область знаний психологов и психоаналитиков.