Два ребенка разговаривают

Содержание

Какое количество слов и какие должен говорить ребенок в два года?

В возрасте 2-х лет ребенок развивается быстрыми темпами, буквально схватывая все на лету. Он уже умеет не просто разговаривать, а сказать чего хочет, вести диалог с помощью коротких фраз и простых предложений, артикуляция становится более четкой. Именно на этом этапе чаще всего диагностируют задержку речи или другие нарушения, связанные с ее становлением. Благодаря раннему выявлению дефектов они успешно купируются в дошкольном возрасте.

Развитие речевых навыков ребенка в 2 года

Существуют определенные логопедические закономерности относительно умений и навыков малыша в речевом развитии. Нормой у двухлетних детей является иметь порядка 200-300 слов в обиходе, к трем годам их количество колеблется в пределах 1500. В большей степени это названия предметов, но в речи уже присутствуют и глаголы. В некоторых случаях, так как развитие артикуляционного аппарата протекает индивидуально, малыш уже использует местоимения, прилагательные, предлоги и союзы.

В это же время он учится побудительной и восклицательной интонации, должен уметь описать предмет по вкусу, размеру, форме. В норме кроха ко второму году уже разделяет слова на группы: фрукты, одежда, обувь и т. д. Не должно быть в речевом обороте упрощенных версий типа «би-би», «ту-ту», но допустима путаница с числами и родами.

Двухлетние дети большие изобретатели и могут употреблять выдуманные слова. Иногда это происходит по причине трудностей в произношении отдельных фонем или слогов. Они заменяются другими, созвучными, или совсем опускаются (чаще шипящие и свистящие).

На развитие речи влияет много факторов, не стоит забывать и о подражании, копировании манеры говорить взрослых. При общении с крохой не сюсюкайте, следите за собственной артикуляцией, не торопитесь.

Развивающие занятия на дому

Активное общение с ребенком нужно начинать сразу после рождения. Даже когда он еще не может внятно лепетать, важен зрительный контакт, вы знакомите его с миром с помощью своих жестов, интонации. Таким образом вы будете развивать в нем эмоциональную стабильность. Постепенно он будет сопоставлять движения мышц лица и звуки.

В два года для компенсации нарушений речи необходимо заниматься ежедневно, при этом не допуская переутомления или потери интереса. Достаточно 10-20 минут в день, ориентируйтесь на темперамент своего малыша. Кроме повторений слов, нужно читать детские книги для пополнения словарного запаса. Загадывайте загадки с рифмованным ответом. Чтобы добиться составления простых конструкций или разговорить молчуна, изучайте их по темам, признакам. Таким же образом можно разучивать сложные и длинные слова: мага-зин, со-бака, маши-на, доро-га, родитель начинает, а малыш заканчивает. Работая над воображением, необходимо расширять кругозор малыша, спрашивать у него, для чего нужен определенный предмет.

Полезными будут игры в звуки животных, которых можно изображать по очереди. Развивая внимательность, выкладывайте игрушки на столе и незаметно прячьте по одной. Периодически меняйтесь с малышом ролями. Для укрепления мышц артикуляционного аппарата можно делать простую гимнастику, например, корча смешные рожицы, растягивая рот в широкой улыбке и вытягивая губы трубочкой.

Арт-творчество развивает те зоны мозга, которые отвечают за функции речи. С этой же целью можно играть в потешки, сопровождая рассказ движениями рук («Ладушки», «Мы делили апельсин»). Для улучшения моторики дайте малышу работу с пластилином, тестом, пуговицами или бусинами. Разумеется, под вашим контролем, чтобы избежать случайного проглатывания мелких предметов. На прилавках магазинов большой выбор детских развивающих книг, пособий, игрушек, конструкторов, где каждый родитель может выбрать занятие по своим предпочтениям. Также досуг можно разнообразить походом в зоопарк.

Отклонения в развитии речи

Количество слов, произносимых ребенком в 2 года, во многом зависит от внешних факторов. На что стоит обратить внимание? Малыш должен уметь обозначать себя, своих родителей и членов семьи, предметы, которые находятся в доме. В коротких предложениях должны присутствовать прилагательные («большой», «мягкий»).

Прежде чем беспокоиться, почему ваш мальчик или девочка не говорят, как сосед Петя, примите во внимание характер ребенка, наследственность, проанализируйте, сколько проводите с ним времени. Нормы речевого развития условны, есть ряд признаков, на которые стоит обратить внимание:

  • маленький словарный запас;
  • ребенок не может ответить на простой вопрос;
  • напряжение мышц лица при произношении отдельных звуков;
  • отсутствие понимания смысла стихов, потешек, игр по должному возрасту;
  • слишком быстрый темп речи или молчаливость.

Причины задержки речевого развития могут быть обусловлены недостатком общения со взрослыми или носить физический характер. Во втором случае без помощи логопеда, дефектолога, врача-невролога не обойтись. Специалисты после диагностики могут обнаружить дефект прикуса, нарушение работы нервной системы, патологию слуха. В таком случае назначается комплексное лечение.

Если кроха ленится разговаривать, стимулируйте общение, делая вид, что не понимаете, о чем он говорит.

При отсутствии патологий обратите внимание на обстановку в семье, отставание в речевом развитии может быть связано с негативными эмоциями. Общее состояние здоровья и физические данные также имеют значение в формировании речи.

Нет никакой взаимосвязи между интеллектом ребенка и тем, в каком возрасте он начал активно говорить. В здоровой среде и при достаточном общении со взрослыми его активный словарь пополнится очень быстро. При выявлении затруднений с формированием речевых навыков, специалисты стараются устранить их причину, одновременно начиная логопедическую работу. К младшему школьному возрасту, как правило, малыш догоняет в развитии своих сверстников.

Если у ребенка темповая задержка речи, ему нужен коммуникативный «толчок». Это может быть общение в коллективе, групповые занятия с логопедом. Во многих случаях коррекцию можно провести самостоятельно, уделяя ребенку несколько часов в день.

Полезные советы родителям

Учите ребенка не просто новым словам, а связывайте предмет-действие, то есть «положи книгу», «возьми ложку» и др. Это стимулирует мышление и формирует двигательные навыки. Комментируйте все, что делаете, акцентируя внимание на деталях.

Если мальчик говорит о себе в женском роде, не пугайтесь, это может быть связано с тем, что он большую часть времени проводит с мамой. Со временем он поймет разницу. Избегайте гиперопеки чада, если у него не будет необходимости что-либо просить, он будет молчать. Рекомендации для родителей:

  • ограничьте просмотр телевизора;
  • обзаведитесь дидактическим материалом: кубиками, карточками, вкладышами;
  • читайте ребенку вслух;
  • пойте детские песенки;
  • изучайте окружающий мир по картинкам.

Чтобы занятие приносило удовольствие обоим, большое значение имеет эмоциональный настрой.

Чего нельзя делать:

  • сравнивать ребенка с его сверстниками и критиковать;
  • игнорировать задержку речи;
  • перегружать и зацикливаться на ожидании успеха.

Каждый день должен быть разным на события, утро начинайте с массажа пальчиков. Одновременно можно рассказывать потешки или забавные стишки. Кроме гимнастики для развития артикуляционных мышц, разработки органов дыхания, складывайте башни и замки из кубиков, завязывайте шнурки, делайте аппликации. Катайте шарики из пластилина, вдавливая в них фасоль, пуговицы, оставляйте отпечатки пальцев – проявляйте фантазию. Рисовать можно не только пальчиками, но и обводить предметы. Если кроха играет с водой, но не хочет рисовать, ничего страшного, не настаивайте. Методом практики вы подберете ему занятие по интересам.

Даже прогулка на улице может быть познавательной! Если малыш берет в руки палку, песок или камушки, не спешите ему это запрещать, так он познает мир. Присоединяйтесь к нему и вместе щупайте кору деревьев, изучайте листья, цветы и плоды деревьев.

Читайте с выражением, изменяя голос, так развивается воображение и фантазия. После того как повторите одну сказку несколько раз, можно попросить ребенка описать главного героя.

Не торопитесь с походом к логопеду, каждый ребенок развивается индивидуальным образом. За 10-12 месяцев он, скорее всего, разговорится и догонит сверстников. Если в семье мама и папа спокойного склада характера, то и малыш будет обладать похожим темпераментом, ориентируясь на их линию поведения. Внимательно наблюдайте за его психоэмоциональным развитием, основой здоровья также является благополучие в семье.

Как помочь 2-х летнему малышу в говорении?

Под воздействием речи у 2-летнего ребенка формируются психические процессы, память, мышление. Посредством общения малыш познает окружающий мир, социальный опыт, управляет собственной деятельностью. В 2 года наступает важный этап в развитии, когда кроха активно овладевает речью. В данный период важно заниматься с малышом, стимулировать речевую деятельность.

Развитие ребенка в 2 года

Возраст от полутора до 3 лет − активный и благоприятный период для освоения речи. Формируются психологические процессы: память, внимание, мышление в совокупности с процессом говорения. Благодаря увеличению словарного запаса слов ребенку проще общаться со взрослым, познавать окружающий мир. Двухгодовалый малыш с удовольствием смотрит мультфильмы, слушает сказки, способен осмыслить их содержание. Внимание становится устойчивее, совершенствуется память и восприятие. Ребенок способен перечислять предметы, находящиеся вокруг, устанавливать простые связи между ними, проводить сравнение.

Родители должны активно помогать двухлетнему ребенку в освоении речи, заниматься с помощью игровой деятельности. Второй год отличается активной игрой, когда малыша легко заинтересовать яркими картинками, предметами, вовлечь в совместную деятельность. Малыш на 3-м году жизни способен высказывать критические замечания в адрес взрослых и себя, внимательно слушать, повторять за родителями слова, складывать их в предложения. От 2,5 до 3 лет словарь крохи увеличивается в 3 раза, что стимулирует улучшение качества речи. Ребенок объединяет предметы (куклы, мячи, машинки – игрушки; морковка, каша, пюре − еда).

Несмотря на расширение словарного запаса, родители должны понимать, четкость произношения достигается не сразу, что связано с возрастными особенностями. Ребенок хорошо произносит простые слова «мама», «каша», «папа», «деда», «дай», «нога». Конструкции сложнее даются непросто, но малыш старается их произносить по-своему: «здравствуй», «хорошо», «пожалуйста», «нельзя», «банан», «кошка», «собака». В 2 года малышу тяжело произносить отдельные звуки: ф, с, ц, ш, ж, ч, щ, р, л, й.

Ребенок в 2 года говорит набором слов («мама пи» − мама, хочу пить, «баба Паша пошел» − баба и я пошли и т. д.), осмысленность и правильная цепочка слов появляются ближе к 3 годам. Родителям следует не повторять детский лепет, а помогать малышу правильно оформлять предложения, логически выстраивать слова, говорить правильно.

Важно в данный возрастной период ситуативно-деловое общение мамы и ребенка. Совместные игры, мытье рук, уборка, прием пищи, прогулка помогают осваивать речь, если родители проговаривают каждый этап, предметы, с помощью которых выполняется действие. Малыш активно копирует, подражает взрослому в быту, что позволяет сформировать у крохи понятия:

  • Пространства.
  • Объема.
  • Цвета.
  • Времени.
  • Эмоций.

Двухлетний ребенок, по мнению психологов, неврологов и логопедов, должен:

  • Иметь словарный запас слов в 100-300 слов.
  • Правильно указывать на картинку с предметом, животным, природным явлением.
  • Строить простые предложения из 2-3 слов.
  • Называть части предметов, определять категории окружающих вещей.
  • Активно использовать в речи местоимения «мы», «я», «ты», «он».
  • Использовать в предложениях предлоги.
  • Ставить вопросы.
  • Интонационно высказываться, проявлять эмоции при говорении.

Задержка речевого развития

В 2 года из речевых отклонений психологи и неврологи могут диагностировать ЗРР (задержку речевого развития). Необходимо понимать, что диагноз во многом ставится из-за субъективных показателей: малыш не знает счет, стих, не может ответить на вопросы. Каждый ребенок индивидуален, может стесняться при докторе. Либо скудное количество слов, которое наблюдалось в 2 года, перерастает в активное говорение к 3 годам.

Поставить диагноз ЗРР могут по признакам:

  • Ребенок не говорит совсем, указывает на предметы пальцем, вместо слов «мычание».
  • В словах часто встречается замещение звуков, перестановка.
  • Малышу затруднительно отвечать на вопросы взрослого.
  • Кроха с трудом складывает смысловые предложения из 2-3 слов.
  • Не понимает смыслового содержания прочитанной сказки, потешки, стихотворения.
  • Не может повторить за взрослым распространенное предложение («Маша пошла гулять на улицу»).
  • При говорении определенных звуков напрягаются мышцы лица, появляется подёргивание мышц.
  • Активный и пассивный словарь пополняется медленно, чем положено по норме.
  • Ребенку тяжело собирать картинки, кубики, пазлы из 4 частей.

Причины отклонения

Неговорящим ребенок становится в результате не только психологических нарушений. В развитии речи важную роль играет социальное окружение. Если родители с рождения не разговаривают с крохой, не проводят совместно время за играми, на прогулке малыш остается наедине с самим собой в песочнице, может возникнуть ЗРР. Говорению научиться сложнее, если нет общения с другими детьми, людьми, кроме мамы, папы, бабушек. Обучать речи легче, когда совместные игры нравятся ребенку. Если родители подобрали неправильную, неинтересную программу развития, малыш может лениться учиться, не быть активным.

Психологи утверждают, задержка речи возникает нередко в результате особенностей характера малыша, что не является отрицательным фактором. Родителям нельзя заставлять говорить кроху, который отличается застенчивостью, робостью. Годовалый мальчик, девочка могут быть общительными и активными, играть с другими людьми, детьми, а по достижении двухлетнего возраста стать скромными, необщительными. Это связано с возрастными особенностями, кризисом 3-летнего возраста, когда кроха начинает делить взрослых на «своих» и «чужих». Наследственность играет немаловажную роль. Если мама или папа начали говорить поздно, ребенок в 70% случаев повторяет речевое поведение родителей.

Провоцирующим фактором для развития ЗРР является отсутствие необходимости в говорении. Мамы и папы любят выполнять просьбы ребенка с первого раза, иногда малыш даже не произносит желание, показывает пальцем, «мычит». Родители догадываются, что необходимо крохе без слов и выполняют просьбу, что неверно. У ребенка отсутствует мотивация для говорения, когда его и так понимают. Если малыш показывает пальцем, не хочет говорить, психологи советуют говорить: «Не понимаю, чего ты хочешь, скажи», чаще провоцировать ситуации, усложняющие деятельность ребенка без языка.

Среди патологических причин ЗРР выделяют:

  • Неврологические нарушения.
  • Соматические патологии.

Рекомендации психолога и логопеда родителям

Начинать обучение необходимо с раннего возраста, два года − подходящий период для развития психологических процессов, говорения посредством активной совместной деятельности. Проводить занятия с ребенком можно несколько раз в день, дома, во время прогулки. Чтобы запускать процесс овладения речью, следует выполнять ряд простых правил:

  • Помогать крохе осваивать окружающий мир. На улице (особенно в летний период) больше говорить с малышом о явлениях природы, какого цвета окружающие предметы, как называются животные, пробегающие мимо, посещать музыкальные театры, цирк.
  • Развивать моторику мелкую и крупную, заниматься лепкой. Сегодня в магазинах можно купить разнообразный пластилин: мягкий, кинетический, пластик, цветное тесто. Занятия способствуют развитию психических процессов, усидчивости, что отражается на быстроте освоения речи.
  • Учить с малышом названия животных, как кто говорит.
  • Малыши любят слушать, как взрослые читают сказки и стихи. Ошибочно мнение, что ребенок не развивается при несамостоятельном чтении произведения. При прослушивании развивается мышление, память, восприятие, внимание, осмысливание. Важно задавать ребенку вопросы по ходу чтения сказки, обсуждать героев. Если малыш не разговаривает, родители сами показывают ему пример: «Ух, какая лиса хитрая, да?».

Игры, занятия по развитию речи у детей

Развивать говорение необходимо с рождения. Отличным подспорьем будут детские песенки, малыши любят пропевать их вместе с родителями. Мамы удивляются, как кроха быстро запомнил колыбельную. До двух лет ребенок слушает песню молча, но поет каждый раз с мамой про себя перед сном. Он не умеет пока говорить, но уже осмысливает происходящее, слушает, запоминает, чтобы потом воспроизвести. По такому же принципу советуют в возрасте с 2,5-3 лет включать песенки про алфавит или счет («Один чайник на столе, ножки две и ручки две, три у клевера листа, четыре лапы у кота…»). Кроха может не понимать истинное значение счета, но запомнит его количественное обозначение.

Действенный способ развить речевую деятельность крохи в 2 года − играть.

Ловкая буква Если малыш знает уже несколько букв, можно выучить новые во время игры. Мама (папа) кидают малышу мяч и произносят букву, которую ребенок еще не знает, в ответ он должен кинуть мяч и произнести уже известную ему букву.
Ладушки Эффективно дается игра в ладушки, ее любят практически все детки. Под стих «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки. Чего ели? Кашку. Чего пили? Молоко. Молоко сладенько, бабушка добренька». Родитель играет с малышом в ладошки. Взрослый может начинать стих, ребенок заканчивать каждую строчку самостоятельно.
Одинаковые карточки Крохе необходимо найти или подобрать одинаковые картинки. Лучше использовать в игре животных, чтобы можно было спросить у ребенка, как говорит зверь.

Действенный прием развития речи у детей в 2 года − артикуляционные упражнения. Нужно приучать ребенка с рождения владеть языком, губами, щеками. Попросить надуть одну щеку, другую, уколоть их пальчиком и сдуть постепенно. Изображать трубу губами со звуком «уууу», паровоз губами «чух-чух», вытягивать и прятать язычок в домик, дуть пузыри, погасить воображаемую свечу. Упражнения способствуют лучшему овладению процессом говорения.

Эффективно помогают глупые вопросы взрослых или игра в Незнайку, как называют ее психологи. Неговорящий ребенок указывает на какой-либо предмет с целью получить его, родители спрашивают, что ему нужно, но не могут никак угадать. Пример: малыш тянется за яблоком, мама говорит: «Что тебе дать? Лопатку? Кружку? Воду?». Это будет отличным уроком для маленького крохи, придет осознание, что чтобы что-то получить, нужно научиться высказывать свои мысли.

Логопеды и психологи отмечают, развитие говорения проходит легко и непринужденно у детей, с которыми активно разговаривают родители еще с перинатального периода, когда кроха жил в животике у мамы. После рождения не стоит прекращать игровую деятельность, петь песенки, читать сказки и стихи. Малыш не может говорить, но ежедневный монолог родителей, пение, знакомство с окружающим миром способствуют активному говорению в дальнейшем.

Речь необходима для полноценной жизни ребенка. Начинать ее развивать важно с младенчества, помогая крохе познавать многообразие родного языка.

О чем нужно подумать заранее

Полноценного развития ребенка не получится без овладения речью. От этого у крохи зависим интеллект, память, способность к саморазвитию, склонность к самообучению, сознательному принятию решения.

Если ребенку уже два года, а он почти ничего не говорит – это упущение родителей.
Заблуждение считать, что он «разговорится». Речь пускать на самотек нельзя. Ребенок научится говорить при условии, что его научат. Это по плечу его родителям и близким даже без помощи специалиста.

Начинать процесс обучению речи нужно еще до рождения ребенка. Со второй трети гестационного периода малыш реагирует на звук. Когда с ребенком разговаривают, поют песенки, читают вслух, рассказывают, как рады его появлению, – это и есть процесс обучения речи.

Выделим 4 этапа обучения:

1 возрастной период: от рождения до полугода

Это благодатный период, когда обостряется зрение, слух. Последний играет ведущую роль в обучении речи.

Первые 2 месяца малыш вслушивается в звуки. Его первая улыбка – реакция на голоса. Слыша разговоры родителей, малыш пытается повторять произносимые слова.

На третьем месяце карапуз сосредотачивается на говорящих с ним, активно воспроизводит большинство звуков, которые слышит.

В 3-5 месяцев он агукает, распевает, а с полугода начинает понимать смысл слышимых слов.

2 возрастной период: 6-12 месяцев

Здесь закладывается умение услышать и повторять. Концентрация внимания крохи может превышать 10 минут.

Очень эффективно обучение с помощью коротких музыкальных сказок – не более 10 минут.

Многократным их повторением достигается запоминание звуков и слов крохой. Вскоре кроха будет узнавать мелодию. Он ищет глазами источник звука. Лексикон ребенка к году насчитывает до 20 простых слов, звукоподражаний. Сформирован и пассивный запас слов.

Обязательно контролируйте физическое и психологическое развитие карапуза в этот период. Что должен уметь ребенок в 6 месяцев вы узнаете из нашей статьи.

Кстати, если вам интересно как приучить ребенка к горшку в 1 год, то это вы можете узнать, прочитав наш обзор.

3 возрастной период: 1-1,5 года

В этот период малыш пытается сначала произносить слова-заменители, затем усваивает правильную форму. Полезно называть все, что видите, не поддаваясь искушению сюсюкать.

Тут помогут несложные фразы. Новые для чада слова обязательно закрепляйте, постепенно расширяя лексикон.

Например: кубик — кубик красный — кубик квадратный — кубик лежит — кубик падает на пол и стучит. Лучше всего проводить обучение в игровой форме.

Обратите внимание на особенности развития ребенка после года.

4 возрастной период: 1,5-3 года

Если малыш упорно не желает разговаривать, это может быть показателем проблемы с речью и развитием. Словарный запас (активный и пассивный) тут доходит до 200 единиц.

Однако эти слова чадо искажает, шепелявит, переставляет звуки в словах.

Причина – в неумении пользоваться речевым аппаратом.

Для минимизации этого важно

Начинайте развивать через игры мелкую моторику у ребенка и спрячьте подальше пустышку

  • не пользоваться пустышкой, которая создает затруднения с артикуляцией;
  • чтение малышу улучшает его произношение;
  • развивать мелкую моторику. В этом помогут пазлы, мозаика, застегивание пуговиц, рисование, удержание ручки и ложки. Разрешайте крохе рисовать мукой, переливать воду, откручивать крышечки, лепить из теста.
  • скороговорки в интересной, шутливой форме помогают детям постичь родной язык. Они способствуют устранению большинства дефектов речи. Хорошо сопровождать разучивание картинками, обсуждать смысл произносимого.

10 способов научить ребенка говорить уже к 2-м годам

  1. Повторы. Каждый раз называйте собственные действия, предметы дома и на улице.
  2. Повторение за ребенком. Превращайте в игру повторение слогов, гласных.
  3. Развивайте мелкую моторику. Для игры используйте различные предметы – круглые, шершавые, мягкие, шуршащие, гладкие. Часто ребенок охотно играет не дорогостоящей игрушкой, а баночками, крышечками, лоскутками, коробочками, пуговицами, нанизанными на нитку.
  4. Избегайте объяснения жестами, когда чадо перешагнет порог «годовасия». Научите ребенка простым словам: дай, на, спасибо.
  5. Активно используйте звукоподражание животным.
  6. Общайтесь с говорящими детьми сверстниками малыша и ребятами постарше.
  7. Пойте песни! Намеренно путая слова, провоцируйте детей поправить вас.
  8. Ритмичные и простые стихи – отличное обучение. Неожиданно «забывайте» фразы – дети продолжат их.
  9. Слушайте вопросы малыша внимательно. Этим вы стимулируете его много рассказывать. Поддакивайте и удивленно переспрашивайте.
  10. Чтобы ребенок активно играл, не следует заменять мячи, кубики, машинки, пирамидки электронными игрушками.

8 полезных советов по установлению эмоционального контакта с ребенком

Для успешного обучения необходимо, чтобы малыш при этом не скучал. Тут необходимо помнить такие правила:

  1. Улыбайтесь, пойте, говорите с переменными интонациями, четко и правильно.
  2. Рассказывая ребенку обо всем, делайте паузу – на его ответ.
  3. Целенаправленно рассказывайте малышу про различные предметы.
  4. Учите чадо читать целыми словами. Сначала показывайте карточки с ними, затем вместе читайте, используйте в помощь интерактивные пособия.
  5. Дополняйте слова малыша.
  6. Выберете несколько различных предметов, объединенных одним признаком – цветом, формой, размером. Покажите их и объясните, что у них общего, постепенно расширяя комментарии.
  7. Рассказывайте стихи и пойте песенки, многократно повторяя их. Дайте возможность крохе самому закончить строчки.
  8. Используйте специальные стихи-игры: ладушки-ладушки, гуси-гуси и т.п. Не забывайте считалочки, прибаутки.

Рекомендации логопеда

Возьмите за правило везде разговаривать с ребенком

  • Говорите с ребенком много и везде – в быту, на прогулке, выполняя гигиенические действия.
  • Знакомьте ребенка с разнообразными звуками.
  • Разрешите малышу играть с мелкими предметами: фасолью, горохом, бусинками, монетками (конечно, под контролем). Их можно перебирать, перекладывать, пересыпать с помощью чашек, баночек, подносов, ложечек, совочков. Играйте с песком.
  • Читайте сказки, рассказики, стишки, пойте песенки.
  • Проводите инсценировки. Для этого пригодятся не только игрушки и самоделки, но и предметы повседневного обихода, продукты.
  • Просите малыша побольше рассказывать, осторожно поправляя его речь.
  • Побуждайте называть предмет, когда малыш тянет к нему ручку, требует его и, не стараясь назвать, мычит. Предложите ему рядом стоящую вещь. Если он отказывается, объясните, что не поняли его.
  • Поощряйте общение малыша с другими детьми – организуйте маленькие праздники, групповые занятия.

Как проводить с малышом занятия по развитию речи

Эти правила подходят фактически любым детишкам.

  1. Становитесь на один уровень с малышом, дабы был визуальный контакт, крошек же вообще надо брать на колени.
  2. Занятия нужно проводить ежедневно, не более четверти часа.
  3. Дошкольникам надобно игровое обучение.
  4. Ежедневно проводите массаж лица малыша и артикуляционную гимнастику с ним. Упражнения по звукопроизношению и скороговоркам стоит распределить по дням.
  5. С детьми до полутора лет говорите громко, утрировано широко открывая рот. С ребятами постарше – обычным голосом, четко произнося звуки.
  6. Не забывайте глаголы. Накапливайте также и признаки предметов.
  7. Читая книжки, обсуждайте их героев.
  8. С двух лет любимой игрой детей становится «что это?». В нее особенно интересно играть на улице.

Подведем итоги

Разговаривайте с малышом еще до его появления на свет. Развитие речи ребенка напрямую связано с мелкой моторикой, частотой и качеством общения со старшими и сверстниками.

Позволяйте чаду играть интересующими его мелкими предметами под вашим контролем, объясняйте ему свои действия, читайте книжки, обсуждая их.

Слушайте музыку, пойте, шутите, играйте, поощряйте любую речевую активность малыша и вы убедитесь, что научить ребенка говорить в 2 года – это реальная цель.

Как научить ребенка подражать мимике взрослого через тренировки мышц лица смотрите в видеоуроке.

Вконтакте Facebook Twitter Pinterest Одноклассники E-mail Подписка на журнал Самый простой способ получать наши новости на вашу почту

Развитие речи у детей от 1 до 2 лет: теория, занятия и упражнения

6184 9 Сентября 2017

Как развивать речь и научить ребёнка говорить от 1 до 2 лет и старше, какие выполнять упражнения. Подробный план занятий, основанный на личном опыте.

Существует множество теорий о том, как мы обретаем речь. Знаменитый лингвист Ноам Хомски убежден, что мы рождаемся с заранее загруженным программным обеспечением для речи. Этот «пакет программ» он называет универсальной грамматикой. Как только речь появилась, она, как правило развивается быстро. Если рассчитать с рождения, у нас получится, что новые слова усваиваются со скоростью три слова в день. Этот «проект» требует длительного времени для своего завершения.

Детям, помимо лексики, необходимо овладеть звуками языка (фонемы) и научиться понимать социальное значение слов (экспрессивное намерение). Младенцы отслеживают эти параметры языка в удивительно раннем возрасте.

Человеческое обучение в его наиболее естественном состоянии — это прежде всего опыт взаимодействий. Интеллект развивается не в капсулах машин, а в теплых объятиях любящих людей. Джон Медина

Что мы можем сделать как родители

Говорите со своим ребенком как можно больше — это один из самых очевидных результатов многочисленных исследований, посвященных развитию детей.

Связь между словами и умом была обнаружена в результате одного весьма экстравагантного исследования. В ходе эксперимента специалисты вторгались в жилища семей каждый месяц в течение трех лет и фиксировали каждый аспект вербальных коммуникаций между родителями и их детьми. Они измеряли величину словарного запаса, его разнообразие, прирост, частоту речевых взаимодействий и эмоциональное содержание речи. Благодаря этому исследованию, в котором участвовало более 40 семей, было сделано 2 важных вывода:

  • Количество и разнообразие слов имеют значение. Золотой стандарт 2100 слов в час. Разнообразие произносимых слов практически так же важно, как количество произносимых слов. Вы можете усилить языковые навыки следующими итерациями: посмотреть на младенца, подражать его смеху, звукам и выражению лица, поощрять его попытки говорить своим повышенным вниманием. Дети, чьи родители говорили с ними в позитивной манере, богатым языком и регулярно,знали в два раза больше слов, чем дети,с которыми разговаривали только при необходимости!

  • Беседа повышает IQ. Если с детьми разговаривают в начале их жизни, это тоже повышает коэффициент их интеллекта, как показывают исследования даже после вычета влияние такого важного фактора, как достаток семьи. К трем годам коэффициент интеллекта выше в 1,5 раза удетей, с которыми активно общались родители.

Что говорить и как говорить

Хотя многим может показаться, что 2100 слов в час это слишком много, но такова средняя скорость беседы. Чрезмерная стимуляция может быть настолько же вредна для развития мозга, как и недостаточная, важно следить за признаками усталости у ребенка. И никакие даже самые элементарные высказывания не стоит считать чересчур глупыми. «Сейчас пойдем кушать вкусную кашу». «Посмотри какие зеленые листочки распустились на деревьях». «Сейчас мы тебе будем менять памперс». Просто возьмите в привычку комментировать происходящее.

Парентез — это специфицеская форма речи, в которой родители по всему миру говорят с детьми. Она привлекательна для уха ребенка. Для парентеза характерны высокая тональность голоса и напевность с растянутыми гласными. И хотя родители, когда говорят в такой манере, не всегда осознают это, но такая речь помогает мозгу ребенку учиться. Почему? Потому что гораздо легче понять человека, замедляющего речь.

Родители при этом делают звук каждой гласной более различимым. Такое акцентирование позволяет ребенку слышать слова как отдельные единицы речи и лучше их различать. Напевный голос помогает младенцам разделять звуки на контрастные категории.

Дети, с которыми разговаривают с рождения в такой манере произносят первые слова в 7-9 месяцев, предложения в возрасте около 10-16 месяцев.

Младенцы совершенно точно способны начать взаимодействие со взрослыми через 42 минуты после рождения. И еще бессловестные крохи обрабатывают огромное количество вербальной информации, хотя в это сложно поверить.

Личный опыт и упражнения по развитию речи

Из личного опыта Марины Ницуленко. «…С сыном я начала заниматься практически с рождения: мини-развивайки по 2-3 минуты несколько раз в день, эмоционально читала книжки с 1,5 месяцев каждый день, ежедневно на качельках пропевала алфавит на мотив детских песенок, носила в кенгуру и всё комментировала. Муж в шутку называл меня навигатором.

Говорить Максим начал предложениями в 1 год и 7 месясев. Причем сложными с «потому что и поэтому».

Что конкретно мы делали для развития речи (упражнения):

  1. Артикуляционная гимнастика перед зеркалом. Утром и вечером во время умывания. Висела у меня шпаргалка, мы делали пока ему хотелось. Например,»Села муха на варенье, вот и всё стихотворение. Покажи как ты язычком варенье слизываешь с губок, а как муха жужжит.» Или язычок идет в гости к носику, тянем язык к носу, как можем. Я взяла те, что можно обыграть и меняла периодически.

  2. Звукоподражание. Игра типа «Угадай,кто я «. Показываем и звучим, как выбранное животное, ребёнок угадывает и повторяет. Шипим как змея, жужжим, как пчела, звеним, как комар, мычим, как корова, лаем, как собака, гогочем, как гусь, кулдычем, как индюк, рычим, как лев.

  3. Дуем мыльные пузыри много и часто!!!! Дуем на свечку, на перышки, на бумажный кораблик на воде и т. д.

  4. Делаем бурю в стакане. Дуем в трубочку, чтоб вода расплескивалась.Так мы выучили шторм, цунами, буря.

  5. Ловим рыбу. Рисуем из тетрадной бумажки рыбку и ловим ее трубочкой для коктейля. Вдыхаем воздух, рыбка держится и переносим улов в игрушечное ведерко. Это сложно, нужна тренировка.

  6. Гонки карандашами. Ставим карандаш на стол, дуем, чтоб он скатился со стола. Поддавайтесь ребёнку, чтоб не расстраивался.

  7. Поём песенки Железновой. Альбом «гав, мяу». Там часто повторяющиеся слоги, учат ребенка постепенно говорить.

  8. Надуваем щеками воображаемый шарик, потом лопаем. Бах.

  9. Много лепим, так массируется центр речи на ладошке. Тестом, восковым, пластилином.

  10. Массаж ладошек шишкой, грецким орехом, массажным мячиком с иголками. У Железновой есть подпевка на эту тему «Катится колючий ежик, нет не головы не ножек….»

  11. Пальчиковые игры. Чем проворнее пальчики, тем лучше речь. Сначала показываем на своих пальчиках, потом своими руками ребенку, затем малыш повторяет сам. Например катим кулак «Катилось яблочко по огороду и упало прямо в воду. Буль» или «На двери висел замок , кто его открыть бы смог. Мы немного покрутили. Мы немного постучали. Мы немного потянули и открыли «Пальцы сцеплены в замок, дальше по сюжету. Хорошие игры у Лены Даниловой. Есть в свободном доступе.

  12. Развиваем мелкую моторику. Перекладываем щипцами грецкие орехи в лоток для яиц, пипеткой воду из емкость в емкость, ложкой мячики в тазик, пинцетами подкрашенные ватные шарики в тарелочки по цветам и т. д. Такие движения сложно даются ребенку, тренируется пинцетный захват. (Большим и указательным пальчиками). Колоссально полезно для речи и письма.

  13. Часто признаемся друг другу в любви, как влюбленные рыбки. Это наша семейная традиция. Всасываем обе щеки внутрь, чтоб губы получились, как у рыбки и целуемся.

И в завершении хочу сказать ,что у моего сына не было проблем ни с единым звуком. Он сразу начал выговаривать все звуки правильно, но ошибался по началу в склонении и окончаниях. Мы делали с 8 месяцев только то, что я описала выше. Когда речевой аппарат подготовлен,ребёнок быстро заговорит…»

Одна важная вещь! Всему свое время, ваш ребенок уникален и прекрасен. Многие родители считают, что дети не стараются заговорить, потому что их и так понимают без слов. В этом есть доля правды, если имеет место гиперопека и родители каждый раз предвосхищают желания ребенка, в остальных случиях — нет. Малышам не сладко от осознания того, что они уже многое понимают, но выразить словами не могут, часто они злятся и раздражаются если родители не могут их понять.

Наша задача не создавать ребенку психологических барьеров («Говори, говори словами, я тебя не понимаю, мама уже говорила в твоем возрасте» — любимые фразы раздраженных родителей неговорящих двухлеток), а стимулировать речевые навыки и поддерживать именно вашего ребенка в его стараниях. Занимайтесь вместе и в удовольствие!

Подбор книжек по развитию речи.

Научные факты и исследования из книги Джона Медина «Правила развития мозга вашего ребенка».

Сколько слов должен говорить ребенок в 2 года?

Развитию речи ребенка до года родители часто не придают особого значения — ну гулит и гулит. А зря — некоторые нарушения речи можно заметить уже в первые месяцы жизни. Но вот речь ребенка в 2 или 3 года всех уже очень волнует, то и дело слышится: «Ну, когда же он заговорит?». Новые нормы развития речи детей от 1 года до 7 лет представляет Виктория Краснова, врач-невролог, остеопат, логопед (нейродефектолог, нейропсихолог), врач лечебной физкультуры и спортивной медицины.

Сколько слов должен говорить ребенок в 2 года?

У ребенка от 1 года до 3 лет развитие речи идет стремительно. Основная задача — познакомиться не только с предметами, но и с их назначением: что это, зачем оно? Чтобы разобраться во всем многообразии окружающей среды, ребенку нужно много общения. Малыш может не просто настаивать, а откровенно требовать: объясни! Покажи! Что с этим делать?!

Это необходимый этап развития, и пропускать его нельзя: отвечайте на все вопросы, рассказывайте истории (несмотря на то, что ребенок способен фокусировать внимание очень недолго), учите его говорить с игрушками, с картинками, с домашними животными.

К полутора годам ребенок понимает значение многих слов: в частности, знает части тела, выполняет простые инструкции (пойди принеси чашку) и способен уследить за несложным рассказом по сюжетным картинкам.

Нормальный словарный запас ребенка в 1,5 года — 20 слов, к 2 годам этот показатель удваивается и может достигать 50 слов. В период от полутора до двух лет формируется навык высказывать мысли с помощью простых предложений. Стартовый вариант может содержать лепетные слова, которые потом будут заменяться полноценными (например, «Ваня пипи» — «Ваня пописал»).

Что-то не так? Вот за чем надо последить, когда ребенку исполнился год:

  • в арсенале появилось 3-5 слов, и более полугода словарный запас не расширяется, ребенок не подражает, не пытается освоить новые;
  • ребенок говорит часть слова вместо целого («дека» вместо «девочка») — это нормально на этапе освоения. Но не должно войти в привычку: если после месяца-двух повторений слово не «разворачивается» до нужного объема, это повод для коррекционной работы;
  • с 2 лет запинки в речи также считаются тревожным сигналом: есть угроза формирования заикания.

Нормы развития речи ребенка в 3 года

В период от 2 до 3 лет словарный запас увеличивается с 50 до 1500 слов, а отрывочные сообщения трансформируются в развернутые предложения. Представляете, с какой скоростью детский мозг «впитывает» и запоминает информацию?!

В возрасте 3 лет ребенок в норме способен слушать устное повествование (сказку) в течение 5-10 минут и следить за сюжетом. Кроме того, к 3 годам активизируется функция бурного словотворчества: ребенок начинает выстраивать несуществующие слова из знакомых частей, объединяя несоединимые корни, суффиксы и приставки. Он начинает искрить смешными детскими словечками типа «кабачка» (помесь кабачка и собаки), «слонух» (слон с подсолнухом) и т.д.

В это же время начинает активно развиваться самооценка, поэтому сообщения от третьего лица («Маша не будет спать») постепенно сменяются высказываниями от первого («Я иду гулять»).

Что-то не так?

  • ребенок говорит предложениями, но грубо нарушает грамматическое согласование (вместо «Я не хочу» — «Маша хочет нет»);
  • отсутствие сообщений от первого лица: вместо я — все еще собственное имя;
  • в процессе говорения кончик языка высовывается между зубами, звуки произносятся в нос.

Развитие речи и подготовка к школе

К 4 годам у ребенка резко снижается словотворчество (изобретение несуществующих слов), и речь все больше начинает напомнить взрослую. Предложение в этом возрасте обычно составляет 5-6 слов, и оно позволяет четко выразить созревшую мысль или задачу. Мышление двигается по пути от замысла к грамматической конструкции.

К 5 годам ребенок должен полностью усвоить обиходный словарь, научиться использовать синонимы и антонимы. К этому же возрасту он обучается правильно выговаривать все звуки. Самый сложный, а потому поздно усваиваемый звук — «р», он имеет право появиться к 5–5,5 годам.

В 6 лет к речевым навыкам добавляется владение производными словами (четко понимает разницу между «заехал», «объехал», «приехал», подъехал» и т.д.), а высказывания представляют собой небольшой рассказ.

7 лет — этап полного овладения родным языком — теперь его можно изучать как предмет, а также осваивать иностранные языки.

Что-то не так?

  • снижен бытовой словарь, трудно определить, к какой группе относится тот или иной предмет (фрукты, овощи, одежда и т.д.);
  • возникают сложности с подбором простых синонимов (собака — пес, кот — киска, погляди — посмотри), нет понимания антонимов (добрый — злой);
  • снижена активность речевого общения, не может связно рассказать о событиях;
  • после 5 лет ребенок продолжает «картавить», не выговаривает некоторые звуки.

Зачем первокласснику логопед: нарушения речи и учеба в школе

Проблемы с развитием речи проявляются исключительно в детском возрасте, и последний «шанс» с ними столкнуться — это первый класс. В этот период сложности, «законсервированные» с раннего возраста, могут проявиться дисграфией (нарушение письменной речи) или дислексией (нарушение чтения — мозг не может трансформировать непонятные графические изображения в буквы и, как следствие, правильно прочитать слово).

Как правило, эти отклонения становятся очевидны к концу первого класса. Если ребенку трудно дается овладение грамотным письмом и чтением, он невнимателен (не дописывает окончания, начинает писать со второго слога, путает буквы «д» и «б», «м» и «н» и другие), нет смысла нанимать ему репетитора. Очень возможно, что дело в речевом отклонении, которое корректируется с помощью логопедических занятий.

Статья предоставлена клиникой OsteoPolyClinic

Все родители ждут с нетерпением первого гуления, первых шагов и первых слов малыша. В современной педиатрии произошли сдвиги в нормах относительно сроков развития речи, и если в 2 года ребенок не говорит, это не считается нарушением, но это и не значит, что нужно все пустить на самотек, малышу все же нужна определенная помощь родителей, поэтому они должны знать, как научить его говорить. И если проблема не носит медицинского характера, то развить это умение можно и в домашних условиях, приложив усилия и отслеживая прогресс.

Начинать заниматься лучше начинать до двухлетнего возраста, так как чем дальше ребенок не говорит, тем большее количество усилий нужно будет приложить в дальнейшем. Важно учитывать не только возраст, но и темперамент, и общее состояние здоровья двухлетки, поэтому строгих границ развития навыка не существует, хотя, конечно, существуют усредненные нормы, о которых нужно знать.

Несмотря на то, что есть общие нормы словарного запаса, следует помнить, что он закладывается в семье, и именно разнообразие и объем общения с ребенком помогают его увеличить.

Также существуют и гендерные особенности, ведь согласно многочисленным исследованиям, девочки начинают говорить раньше мальчиков, и сроки опережения в этом умении могут достигать полугода.

Усредненные нормы и как должен говорить ребенок

На третьем году жизни запас слов среднестатистического ребенка должен составлять около 300 шт., а также из них он должен составлять простое предложение. Но не всегда эти нормы абсолютны, поэтому важно знать, когда стоит обратиться к специалисту, а когда можно дать немного времени доразвиться запоздавшим процессам самостоятельно.

Понять, что речевые навыки формируются, можно по таким критериям:

  • малыш понимает и реагирует на обращенную к нему речь;
  • по просьбе указывает предмет, который был проговорен;
  • понимает слова-действия, например, бежать, идти, принести, вытереть;
  • выполняет просьбу в несколько действий: подними машинку и положи ее на стол, достань книжку и принеси ее маме;
  • использует жесты, предметы, чтобы показать, что хочет донести до взрослого;
  • проявление таких эмоций, как сочувствие, жалость, умение выразить их мимикой;
  • чтобы донести требование, ребенок использует интонацию при проговаривании определенных звуков.

Обратите внимание!Следовательно, не всегда важно, сколько четко проговоренных слов может сказать ребенок, важно наблюдать, насколько он включается в общение и понимает обращенную речь.

Таблица возрастных норм развития речи по Комаровскому

Есть достаточно усредненные таблицы возрастных норм, которые позволяют понять, насколько речь ребенка развита.

Возраст Нормы речи
До 1 года Маленький словарный запас простых слов: «мама», «папа», «баба», «дед».
1-1,5 Составление просьб из 1 слова: «дай», «иди».
1,5-2 Развивается активно речь, приходит понимание, что у каждой вещи есть свое название и его нужно использовать для того, чтобы тебя понимали. Подражание тому, как разговаривают взрослые, построение фраз. Словарный запас около 300 слов, среди которых состоящие из нескольких слогов: «машинка», «игрушка», «яблоко» и т.д.
2 Разговор становится эмоционально окрашенным. Присутствует оживленная мимика, жестикуляция, интонация.
2-3 Трехлетка может завести разговор со взрослым, попросить о чем-то, эмоционально рассказать. Путает слоги или заменяет, искажает их. Словарный запас до 400 сл.

Условия для развития речи

Чтобы подтолкнуть двухлетку к тому, чтобы он разговорился, важно соблюдать определенные условия. Например:

  • создавайте ситуации, в которых нужно активное общение малыша: попросить папу о чем-то, позвать кого-то;
  • не договаривайте предложение, даже если видите, что двухлетка плохо подбирает слова;
  • отмечайте моменты, когда звукоподражание (например, «гав-гав») было заменено словом («собака»);
  • следить за собственной речью, обогащать словарный запас личным примером;
  • выполнять дыхательные и артикуляционные гимнастики;
  • читайте вместе сказки и стишки, обсуждайте прочитанное, описывайте картинки.

Как ребенка научить разговаривать в 2 года?

Не всегда маленький дошкольник согласится ежедневно заниматься для улучшения своего развития со специалистом. Но зато с любимым взрослым поиграть он захочет с удовольствием. Это время можно провести не только в радость, но и с пользой.

Подобрав несколько упражнений, можно составить минимальный план на день. Важно иметь несколько заготовок, так как смена настроения крохи может требовать быстрой реакции для смены материала. Сидячие задания лучше чередовать с активными.

Любимыми и универсальными будут упражнения для язычка, ведь гримасничать любят все, а особенно весело делать их возле зеркала.

Установление эмоционального контакта

Чтобы установить эмоциональный контакт следуйте основным правилам. Обязательно старайтесь:

  • проводить занятия в веселой игровой форме;
  • проявлять эмоции: улыбки, смена интонаций в зависимости от сюжета;
  • обсуждать бытовые дела, рассказывайте о тех предметах, которые вокруг;
  • помогать найти синонимы к слову, дополнительные описания, чтобы расширить знания;
  • рассказывать стихи, считалочки, песенки. Когда кроха выучит их, давайте ему заканчивать строчки самому.

Правила проведения занятий

Проводить занятия можно не только в помещении, но и во время прогулок. Они актуальны для любой возрастной категории:

  • создайте контакт глаз, располагаясь на одном уровне с ребенком;
  • важна система, поэтому каждый день нужно уделять 15 минут на занятие;
  • у детей дошкольного возраста ведущий тип деятельности – игра. На нее нужно ставить акцент;
  • в одно занятие не нужно включать сразу все. Ежедневно необходима артикуляционная гимнастика и массаж лица, а вот стишки и скороговорки лучше делать в разные дни, чтоб не перезагружать;
  • в возрасте до 1,5 лет проговаривать стишки нужно активно артикулируя, а вот постарше уже воспринимают обычный разговор;
  • употребляйте разные глаголы, описания и признаки предметов;
  • прочитав сказку, обсудите героев, опишите их;
  • на улице задавайте вопросы малышу о том, что где находится.

Эффективные упражнения и игры

Игровые занятия лучше проводить, включив комплекс действий, чтобы малыш не потерял интерес, и разнообразить сам процесс.

  • Для дыхания и разработки артикуляционного аппарата:

    • снежинка. Из тонкой белой бумаги (хорошо подойдет однослойная салфетка) вырезать снежинку и положить на раскрытую ладошку. Попросить малыша подуть на нее, чтобы она полетела. Можно включить песенку или рассказать про нее историю;
    • артикуляционная гимнастика. Например, повторяем стишок:
  • Мелкая моторика с элементами самомассажа. Стишок, сопровождаемый действиями:
  • Звукоподражание:

Советы логопеда

Специалисты дают несколько универсальных советов для обучения двухлетнего ребенка говорению:

  • разговаривайте с малышом везде. Комментируйте его и свои действия, обсуждайте все вокруг, провоцируйте на общение;
  • подражайте звукам, которые слышите вокруг, делайте это весело и просите повторить;
  • поощряйте игры, которые развивают мелкую моторику. Например, во время готовки еды насыпьте мисочку фасоли или гороха, и дайте две баночки с разным диаметром горлышка, чтобы туда складывать зерна;
  • читайте вместе, устраивайте кукольные спектакли, театры теней;
  • помогайте в общении с другими детьми, подсказывайте фразы для начала разговора.

Если вы видите, что ребенок сильно отстает от представленных выше норм и его не получается разговорить самостоятельно, стоит обратиться к логопеду.

Почему ребенок не говорит в 2 года и что делать

Многие родители зачастую волнуются, если ребенок в 2 года говорит очень мало или ничего не говорит вообще. Причины могут быть разные:

  • внутриутробные поражения головного мозга, в результате которых пострадали участки, отвечающие за речь;
  • заболевания неврологического характера;
  • снижение слуха или глухота;
  • интоксикация организма мамы в период беременности вследствие приема алкоголя, инфекций, что может стать причиной алалии и общего недоразвития речи;
  • умственные нарушения и задержка развития;
  • расстройства аутического типа;
  • педагогическая запущенность и отсутствие внимания взрослых;
  • психологические травмы.

Если в 2 года есть сомнения по поводу того, начнет ли ребенок говорить, то лучше начать полное обследование и посетить таких врачей:

  1. ЛОР. Проверить аудиограмму на качество звука, которое может воспринимать детское ухо.
  2. Невролог. Перед походом необходимо записать возраст в котором произошли скачки роста и новые умения: начал переворачиваться, гулить и т.д.
  3. Логопед. Для того чтобы исключить патологии мышц или речевого аппарата при рождении.
  4. Психолог. Лучше посетить после консультации невролога.

    Этот специалист поможет узнать, есть ли психологические аспекты в нарушении и даст рекомендации родителям по помощи в развитии.

Основные рекомендации при диагностике нарушения:

  • медицинское обследование, о котором говорилось выше, с проработкой рекомендаций специалистов;
  • ограничить просмотр мультиков, игр на планшетах или телефонах;
  • больше разговаривайте с ребенком, при этом общение должно быть включенным, со зрительным контактом и активной мимикой;
  • проговаривайте все действия малыша и свои, следите за четкостью речи;
  • не ругайте, если двухлетка не говорит, от этого стресс только усилится. Наоборот, поощряйте попытки идти с вами на контакт.

Наиболее популярные вопросы

Какие первые симптомы нарушения психоречевой задержки у детей? Первые признаки заметны уже около 9 месяцев, когда нет гуления. Но часто на это не обращают внимания и замечают уже более явные признаки, когда в 1,5 года ребенок не реагирует на свое имя и не говорит простых слов, присущих этому возрасту: «мама», «папа» и т.д. Кто быстрее начинает говорить – мальчик или девочка? По среднестатистическим данным, девочки начинают говорить на 4-6 месяцев раньше мальчиков. Существуют ли компьютерные игры для обучения речи? Да, такие программы существуют, но гораздо быстрее обучение происходит при живом эмоциональном контакте со взрослым.

Каждого родителя беспокоит состояние здоровья ребенка, а если оно еще и сказывается на таких привычных вещах как речь, то уровень тревожности заметно возрастает. Чтобы не переживать на счет того, насколько хорошо развивается кроха, можно ориентироваться на описанные нормы развития. Но сильно привязываться к ним не стоит, так как каждый ребенок развивается по-своему. Гораздо более показательным будет желание малыша активно идти на контакт. А вспомогательные игровые задания помогут ускорить развитие навыка.

Автор статьи: Глухарь Раиса

  • Закончила ЯГПИ им. Ушинского по специальности «Педагогика и психология (дошкольная)» стаж работы 10 лет. Систематически повышаю свой образовательный уровень на курсах повышения квалификации.
  • Авторы статей

Сколько слов ребенок должен говорить в 2 года

В 2 года ваш ребенок, уже не тот несмышленый малыш, словарь которого состоит из нескольких простых слов. Он уже отлично контролирует свои движения и почти без труда высказывает мысли. В это время происходит быстрое, комплексное психомоторное развитие. Участие и способствование этому процессу-важная задача родителей.

Сколько слов должен говорить ребенок в 2 года

В возрасте от 2 до 4 лет речь ребенка развивается очень быстро. Совсем недавно для достижения речевых целей малыш использовал мимику, жесты, действия. Теперь он переходит к собственному речевому общению. Главным средством общения с окружающими, выражения мыслей становится язык.

Конечно, любого родителя интересует: правильно ли развивается ребенок и сколько слов он должен говорить в 2 года. Необходимо понимать, что фазы развития речи проходят в определенном порядке, но их ритм может сильно различаться.

Важно! Все дети разные и учатся говорить с разной скоростью.

В этом возрасте большинство детей понимают все, что им говорят. Они составляют фразы из 3-4 слов и говорят о себе в третьем лице. К концу 2 года используют в речи не только имена существительные, но прилагательные, числительные. Они все чаще подхватывают слова от взрослых, смысл которых не всегда понимают. Подсказка с повторением составляют любимую игру в этом возрасте. Малыши уже знают названия различных животных, имена людей из своего окружения.

Сколько же слов должен знать ребенок в 2 года? Словарный запас в этом возрасте составляет от 50 до 200 слов, опять же все индивидуально. Большинство девочек заговаривает раньше мальчиков.

Критерии правильного речевого развития в возрасте 24 месяцев:

  • ребенок понимает, что ему говорят, и знает имена членов семьи;
  • повторяет, что ему подсказывают;
  • образует фразы из 3-4 слов;
  • применяет глаголы;
  • знает слово «нет» и его значение, часто его применяет;
  • просит хлеб, воды или другое, ему нужное;
  • разговаривает сам с собой и подражает взрослым.

Для лучшего развития речи необходимо больше разговаривать с ребенком, спрашивать его обо всем и подбадривать, когда он отвечает.

Если ребенок не говорит в 2 года больше 30 слов, его словарный запас не пополняется в течение полугода-это признак нарушений, которые требуют консультации у логопеда.

Познавательное развитие ребенка в 2 года

Познавательное развитие не всегда происходит синхронно и равномерно. На протяжении года ребенок совершенствовал ранее приобретенные навыки. Он строит башню из пяти и более кубиков, аккуратно листает страницы книги, умеет открывать и завинчивать пробки. Может снять с себя одежду, слушается указаний. Познавательные процессы идут очень стремительно.

Новые знания

Ребенок в этом возрасте готов к восприятию большой информации, которую быстро усваивает и не забывает. Познавательная деятельность идет на пользу, знания усваиваются без труда.

Малыши становятся более усидчивыми, поэтому это самый благоприятный возраст для изучения следующих направлений:

  • цветов;
  • фигур;
  • строительство башни из кубиков;
  • отгадывание загадок;
  • животных домашних, диких;
  • явлений природы (радуга, дождь);
  • счет от 1 д о 5;
  • учиться отличать времена года;
  • складывает крупные пазлы;
  • группировка предметов по величине, цвету;
  • изучение противоположных понятий «горячий» и «холодный», «много» и «мало».

Познавательные навыки формируются во время игр, чтения книг. Дети любят все, что связано с животными. Еще до того, как начать говорить они подражают мяуканью кошки, лаю собаки. Поэтому им особенно нравятся истории о животных. Иногда во время чтения прерывайте рассказ, пусть малыш его продолжит, спрашивайте: что произошло дальше, что сделала собачка?

Ролевые игры

Ролевые игры играют важную роль в развитии. Воплощаясь в различные образы, малыш учиться выражать свои мысли, общаться со сверстниками. Часто они разыгрывают ситуацию, которая врезалась в память, разволновала, поэтому наблюдая за игрой, родители получают дополнительную информацию о чувствах, ощущениях своего ребенка.

Во время сюжетно-ролевых занятий развивается осознание характеристик различных предметов, профессий: лошадь скачет, машина ездит, доктор лечит и т.д.

Если у ребенка нет понимания антонимов, родители могут объяснить их в процессе ролевой игры. Например: мама будет злой колдуньей, а малыш-добрый волшебник. Показать, как ведут себя персонажи, какие поступки хорошие, какие нет.

Переодевание также доставляет удовольствие, малыш должен иметь возможность полностью воплотится в образ. Детская фантазия в этом вопросе просто не знает границ. Когда ребенок получает возможность свободно раскрывать свои способности, он пользуется сюжетами из игр, историй, всем тем, что он наблюдает в мире взрослых и по телевидению. При этом родители должны иметь в виду, что те роли, которые они разыгрывают, являются отражением действительности.

Подражание взрослым

В возрасте 2 лет ребенку нравится подражать взрослым. Он хочет сам держать ложку, убирать квартиру, кормить игрушечных зверей и кукол… Стремлением к подражанию можно неплохо пользоваться, предлагая сделать то, что ему понадобится в повседневной жизни: помыть руки, самостоятельно одеться, выполнить несложную работу по дому, собрать игрушки.

Если у него есть желание помочь, предоставьте эту возможность, показав, как это делается. Занятие представляется увлекательной игрой, и в то же время имеет обучающую функцию. Таким образом, можно с раннего возраста приучить заботиться о своих игрушках, одежде и держать их в порядке.

Физическое развитие

После года ребенок растет не так быстро. Родители часто думают, что он отстает в развитии, потому что привыкли наблюдать заметный рост от месяца к месяцу. Но у каждого свой индивидуальный ритм, большое значение имеет не вес и рост в определенный момент, и изменение показателей в течение времени.

За второй год жизни вес увеличивается примерно на 2-3 кг, а рост на 5-8 см. В этом возрасте он еще кругленький, пухлый малыш. Проверять эти показатели следует 2-3 раза в год.

Новые навыки

В детском возрасте уровень развития двигательных навыков является показателем общего состояния здоровья, по активности движений судят о развитии других сторон личности, в частности психики.

Ребенок к 2 годам должен уметь:

  • подниматься и спускаться с лестницы, ставя две ноги на одну ступеньку;
  • бегает, сохраняя равновесия, падает редко;
  • умеет пятиться назад;
  • бьет ногой по мячу или бросает его рукой, но пока не может выбрать направление для броска;
  • спрыгивает со ступеньки в 30 см, сжав ноги;
  • поднимается и спускается на детской горке;
  • прыгает на одном месте.

Координация движений

Нормальное развитие двигательной активности осуществляется при помощи работы мышечной системы. Степень этого развития во многом зависит от родителей. Однако они забывают, что хорошие физические данные у детей обусловлены двигательной активностью, они должны быть ловкими, подвижными, выносливыми.

В этом возрасте для улучшения координации движения используются игровые упражнения с мячом, обручем, скакалкой. Правила должны быть простыми и понятными. Продолжительность занятия не более 10 минут.

Игры можно проводить во время прогулки, хорошо развивает равновесие ходьба по бордюрам, прыжки на батуте и даже качание на качелях.

Дома подойдут занятия с мячом, пусть ребенок попробует попасть им в цель, или дайте ему замок с ключом, чтобы он попытался его открыть.

Эмоционально-социальное развитие

Между первым и третьим годами жизни происходит активное развитие поведения, привычек. Формируются основные черты характера и первые контуры личности. В это время дети проявляют сильную привязанность к родителям, а к незнакомым людям относятся с недоверием и страхом. Развивается чувство собственности, кажется, что все, что они любят должно принадлежать только им.

Ребенок начинает играть со сверстниками, у них возникают общие цели. Однако в этом возрасте они достаточно эгоистичны, поэтому общение не всегда протекает гладко.

Девочки

У девочек возникает первая концепция индивидуальности. Они говорят от себя, используют свое имя. Им нравится смотреться в зеркало, наряжаться. Девочки больше мальчиков испытывают потребность во внимании и одобрении взрослых, чаще проявляют самостоятельность, выполняют несложные поручения. Выражают свои чувства к близким, обнимают, целуют.

Мальчики

Мальчики обычно эмоционально сдержаны. Понимают просьбы, но выполняют только после уговоров или объяснений. Смотрят мультики, детские передачи. Осознают, что девочки играют в куклы, а мальчики в машинки.

Проявляют большую самостоятельность, настойчивость. Если что-то не сразу получается, капризничают, быстро отказываются от дела. Сильно привязаны к маме, начинают плакать, когда она уходит. Предпочитают наблюдать за игрой сверстников, нежели участвовать в ней.

Правильное развитие эмоционального фона, социального поведения формируется на основе домашней атмосферы. Малыши чувствуют эмоции взрослых, улавливая изменение поведения, тона разговора.

Развивающие игры и упражнения

Игра-средство воспитания и обучения, которое помогает выражать свои желания, эмоции, чувства. Важно не то, сколько времени уделяется ребенку, а качество проведенных совместно часов.

Перед малышом открывается удивительный мир, который предстоит обследовать. Возросшая двигательная активность помогает добраться туда, куда он хочет. Задача родителей-направить энергию в правильное русло, организовать досуг так, чтобы ребенок не просто играл, а развивался в разных направлениях.

Упражнения на физическое развитие

Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой-он сам нуждается в движении и охотно выполняет упражнения. Тренировки должны проходить в виде игры, лучше в первой половине дня.

Регулярные занятия способствуют укреплению мышечной системы, правильному формированию опорно-двигательного аппарата, повышают иммунитет.

По тропинке

На пол положить две доски шириной 20-25 см или листы бумаги. Ребенок должен пройти по ним с прямой спиной, свободно балансируя руками. Если у него уже все получается, он не теряет равновесие, можно усложнить задачу: во время прохождения, сказать «вот тут лужа, ее надо перешагнуть» и т.д.

Покажи как

Детей просят показать различных животных. Старайтесь выбирать животных с отличительными повадками. Ребенок изображает их с помощью жестов, мимики, движений.

Во время игры развивается фантазия, мыслительная деятельность, координация движений, тренируются мышцы.

Игры с мячом

С помощью занятий с мячом детки учатся удерживать и ловить круглые предметы, развивают ловкость, способствуют ориентированию в пространстве.

Можно сделать импровизированные ворота из кубиков, в которые нужно закатить мяч. Затем перейти к обучению ловить снаряд на лету, сначала для этой цели лучше использовать воздушные шары.

Развитие мелкой моторики

Занятия на мелкую моторику – это не просто обучение ребенка владеть своими пальчиками, но и стимуляция речевого развития. В коре головного мозга есть зоны, отвечающие за артикуляцию и движения пальцев, при стимуляции одной зоны, автоматически разрабатывается другая.

Упражнения

  1. «Рыбалка». В небольшой таз или миску налейте воды, положите туда несколько предметов: шарики, крупные бусины. Попросите ребенка выловить предметы с помощью сачка или сита, используя при этом каждую руку по очередности.
  2. «Шарик». Дайте малышу листок бумаги, предложите сформовать из него плотный шар.
  3. «Палочки». На стол выложите счетные палочки, ребенок должен по одной сложить назад в коробку, используя указательный и большой пальцы.
  4. «Кто быстрее». Двигайте прямыми указательным и средним пальцами по краю стола, наперегонки.
  5. «Ладошки». Ладонь на столе, на счет раз-пальцы врозь, два-пальцы вместе.
  6. «Бочонок». Согнуть поочередно пальцы каждой руки в кулак, сверху оставляя отверстие.

Творчество

Рисование, лепка, работа с разными видами круп-все это отлично подойдет для развития мелкой моторики. Творческие занятия формируют фантазию, укрепляют пальчики, развивают умелость рук.

Раскрашивание крупных картинок-интересное и увлекательное занятие, необходимо следить, чтобы ребенок раскрашивал не заезжая за линии.

Во время лепки из пластилина или теста, придумывайте интересные фигуры, чтобы можно было использовать различные способы: скатывание, раскатывание, сплющивание.

Различные виды круп можно использовать в качестве аппликаций. Нарисуйте на листе простой рисунок-дом, дерево. Налейте клей на изображение, пусть малыш засыплет каждый фрагмент рисунка отдельной крупой: крышу у дома-гречкой, фасад-пшеном и т.д.

Развиваем слух

Речь непосредственно связана со слухом. Слуховое восприятие необходимо развивать в двух направлениях: обычные и речевые звуки. Во время обучения необходимо соблюдать последовательность, сначала изучите звуки природы, животных: шелест листьев, шум моря, мяуканье кошки. Затем транспортные шумы: скрип тормозов, полет самолета и только потом звуки музыкальных инструментов.

Пение и танцы

Многие дети любят слушать, как поют родители и подражать им. Знакомую считалочку или потешку они быстро узнают и запоминают. Практикуйте совместное пение.

Чаще включайте малышу различную музыку, танцуйте вместе. Покажите, как надо двигаться под быструю мелодию, как под медленную.

Музыкальные загадки

Возьмите стеклянную банку, несколько предметов: ложку, карандаш, пластиковую трубочку. Стучите ими по банке по очереди, ребенок должен запомнить звук. Затем пусть он отвернется и угадает по звуку, каким предметом вы стучите.

Встаньте за спиной у малыша, с какой-нибудь определенной стороны. Позвоните в колокольчик. Пусть он угадает, из какого направления доносится звук.

Музыка

Даже младенцы интересуются музыкой. Больше всего им нравятся мелодии, темы которых повторяются через короткие интервалы. Предпочтение отдается простому, запоминающемуся ритму. Для двухлетнего ребенка идеальным инструментом будет ксилофон, детский рояль с несколькими клавишами.

Развиваем речь

Около двух лет у детей формируется правильная речь, они начинают высказывать мысли. Родители должны способствовать развитию речевых навыков:

  • Дайте возможность говорить. Не прерывайте малыша, когда он что-то рассказывает, ему и так очень сложно формулировать мысли, выжидайте паузы, не торопите его.
  • Говорите правильно, тогда и ребенок изначально будет использовать слова, не искажая их.
  • Расширяйте словарный запас играючи. Можно описать игрушку. Пусть малыш даст предмету характеристики, помогайте ему, подсказывайте новые слова.
  • Читайте разные книги. Чтение вслух прекрасно развивает речевые навыки, старайтесь использовать различную литературу: стишки, сказки, рассказы.
  • Не требуйте невозможного. В 2 года ребенок не может четко говорить все слова, отдельные звуки устанавливаются поздно, например звук «р» имеет право появиться к 6 годам. А некоторым удается им овладеть к концу первого класса.
  • Общайтесь каждую минуту, во время прогулки обсуждайте все, что происходит вокруг, задавайте наводящие вопросы.

Артикуляционная гимнастика

Все упражнения на развитие артикуляционных мышц сначала показывают родители несколько раз перед зеркалом, затем просят повторить с ними одновременно. Занятия проводятся ежедневно по 10-15 минут.

  1. Приоткройте рот, высуньте язык, слегка покусайте его зубами.
  2. Попросите ребенка широко улыбнуться, затем поцеловать вас, вытягивая губки.
  3. Изобразите языком маятник на часах: касайтесь одного уголка губ, затем другого.
  4. Надуйте щеки, резко сдуйте.
  5. Изобразите, как кошка лакает молоко. Втягивая язык, закругляйте его, как будто захватываете молоко.

Только взрослые могут помочь освоить грамотную выразительную речь. Если ребенок в 2 года очень мало разговаривает или вовсе не говорит ни слова, это повод обратиться не только к логопеду, но и к психологу и неврологу.

При проведении систематических занятий с логопедом большинство детей полностью преодолевают дефекты произношения, догоняют сверстников по уровню развития речи.

Таблица: словарный запас в 2,5 года

Ниже – таблица слов, освоенных к 2,5 годам (выписаны только слова из активного запаса, то есть те, какими пользовались сами дети).

Слова сгруппированы по темам (или, точнее, по смысловым сферам быта – как они воспринимаются детьми – и по грамматически-смысловым сферам).

Слова трёх языков, опять-таки, разделены, чтобы легче было оценить словарный запас в каждом языке. «Интернациональные» слова обозначены как единицы того языка, в контексте которого были восприняты. Стрелочки обозначают тенденцию чаще использовать слово определённого языка.

Звукоподражательные и «инфантильные» словечки заключены в скобки. Их в таблице довольно мало.

Некоторые слова (как правило, из русского детского лексикона) сильно отличаются от «взрослых» – я записывала их так, как слышала (транскрипция НЕ научная), при этом, если произношение неочевидно, ударные гласные указаны. Если слово трудно опознать, добавляла пояснение после знака равенства.

Варианты обозначены косой чертой.

Иногда приводятся примеры полных высказываний (в квадратных скобках).

Для экономии места в «Анином» столбце приведены только те слова, которые в этом возрасте умела говорить исключительно она (то есть это лексика СВЕРХ того словарного запаса, которым в 2,5 года владел Алек).

Аниных слов в таблице помещено МЕНЬШЕ, чем она реально использовала: я в какой-то момент перестала за ней записывать, так как стало очевидно, что общий (в трёх языках) словарный запас сравним с тем, который специалисты «прогнозируют» одноязычным детям в этом возрасте.

Удивителен явный численный перевес более сложных русских слов – это, видимо, и есть одно из оправданий немецкого понятия «материнский язык». Алек, например, мог сказать больше 40 русских слов – и лишь 15 английских и 16 немецких.

Странным образом немецких слов больше, чем английских (у Алека! у Ани пропорция всё-таки обратная) – показатель «силы» языка? Сейчас с трудом верится, что освоение немецкой лексики в немецком саду шло такими стремительными темпами, что английский «отстал»; может быть, какую-то часть английских слов я пропустила мимо ушей, не опознала, не записала вовремя? Нет, вряд ли…

Продвижение в немецком, как задним числом становится ясно, пошло «по Камминзу» (James Cummins). он утверждает, что так называемая коммуникативная способность развивается во втором языке быстрее, чем в первом.

* * *

Попадает ли развитие трёхъязычного ребёнка в намеченные специалистами для одноязычных детей рамки? И если выпадает из этих рамок, то насколько серьёзны отклонения?

По таблицам видно, что наши малыши практически не «отставали» до 2-х лет.

Проблемы возникли в возрасте после двух, и большей частью у нашего сына. Так, позднее, чем можно было ожидать (после 2,5 лет), состоялось описанное многими авторами лавинообразное нарастание запаса слов…

Проследить, как дальше развивались языки, сравнить результаты у наших и у одноязычных детей – эти ответственные задачи, пожалуй, для особой (скорее научной) работы.

Здесь же хочется поделиться одним «открытием», которое нас очень ободрило (хочется верить, и родителей других мультилингвов обнадёжит).

Лена Алексеевна и Борис Павлович Никитины, пионеры идеи «раннего развития» в России, однажды составили схему «опережающего развития» своих детей (Никитины Б. П. и Л. А. Мы, наши дети и внуки. М.,1989.) («Нормы», которые в этой таблице приводятся, взяты, правда, из русских официальных документов середины 60-х годов.) Вот эта схема, в виде таблички и с добавлением наших успехов (в русском языке). Цифры означают возраст: количество лет.

Получается, развитие наших детей в «материнском языке» ближе к «раннему», чем к «нормальному»…

Все эти выкладки сделаны, понятно, не для того, чтобы хвастаться достижениями отпрысков. (Да не нужно нам «раннего развития»! нам вполне хватает «своевременного» – такого, что сообразно нашим возможностям и не слишком «выламывается» из «типичных» – примерных! – возрастных границ.) Сравнения предприняты с целью «самотерапии». И адресованы мамам и папам. Одержимым всевозможными тревогами, переживающим из-за речи их многоязычных малышей.

Даже сейчас (и даже в Берлине!) некоторые врачи и педагоги настоятельно советуют родителям отказаться от многоязычия, и родители слушаются советов. На детских площадках то и дело встречаются мамы, которые стесняются того, что ребёнок плохо говорит (по-русски ли, по-немецки ли). Дедушки и бабушки пытаются утешать молодых родителей: «Нашему ребёнку труднее, чем другим! он же всё-таки не с одним языком растёт!» А мамы всё сравнивают, расстраиваются, впадают в панику…

Сравнениями хочется этих мам успокоить. Вполне МОЖЕТ БЫТЬ, дети развиваются сообразно возрасту, в рамках «нормы» (по крайней мере, в одном языке!). Может статься, через несколько лет мамы вспомнят пустые треволнения с усмешкой и недоумением…

Итак, мамам надо бы прежде всего расслабиться и спокойно, по мере сил заниматься с ребёнком родной речью. Но также и наблюдать, формулировать проблемы по возможности конкретнее и «смотреть в корень».

* * *

Все эти годы мы жили со стойким ощущением «отставания» – нашего сына. Ощущение это было не вполне беспочвенным. Оно возникло, когда сын в 2 года (в детском садике) на некоторое время почти замолчал. Он «отказывался» учить новые и использовать старые слова.

Позднее ощущение «отставания» поддерживалось тем, что сын много медленнее, чем дочь, усваивал новые слова и правила.

И ещё тем, что ошибки у нашего сына держались годами.

Это были, прежде всего, многочисленные неправильности в немецком: хаос в склонении, прошедшее время сильных глаголов – нередко по образцу слабых.

Впрочем, до поры до времени немецкий нас мало волновал: заведомо «сильный язык», казалось, рано или поздно выправится «сам». (Так это или нет, можно спорить. Я в своём тогдашнем убеждении не стала бы упорствовать…)

Ошибки в английском нас тоже до некоторого времени не слишком заботили. У Д. Шеффера встречается указание на то, что английские дети и вообще начинают говорить правильно позднее, чем русские. объяснение: грамматические признаки слова в русском очень важны, вот и усваиваются быстрее.

В русской речи сына казалось досадным неправильное склонение. Со спряжением, по крайней мере с представлением о его правилах, у сына проблем не было.

Кроме того, оказалась чрезвычайно устойчивой определённая группа ошибок. Во всех трёх языках. Ошибки эти продержались особенно долго не только у Алека, но и у Ани! У Алека вообще почти не было заметно перемен к лучшему… КАТЕГОРИЯ РОДА – вот что оказалось камнем преткновения для обоих наших детей. У малышей долго вызывали большие трудности

• замена существительного правильным местоимением;

• согласование в роде местоимений и прилагательных с существительным;

• изменение глаголов прошедшего времени по родам;

– в общем, всё, связанное с родом! причём неправильности появлялись и тогда, когда наши дети рассказывали друг о друге, и даже о себе…

У наших трёхлетних близнецов парадоксы родового самосознания были особенно заметны.

Когда детям было 3+3, Анины ошибки в роде зеркально отражали Алековы: он говорил о себе в женском роде, она – в мужском. То есть дочь сообщала: «Я попи?сал», а сын жаловался: «Я упала»…

С «неусвояемостью» категории рода мы боролись годами. От «пробуксовывания» начали избавляться довольно поздно.

У четырёхлетних детей замечена была такая странность: если обращать внимание на форму рода, прямо спрашивать о том, как сказать, отвечали дети чаще правильно, чем неправильно. У нас начала появляться надежда на то, что ошибка, наконец, уходит из речи детей.

Лишь в 4+9 (после очередной поездки в Россию) Аня овладела правильными родовыми формами (для мужского и женского рода) и начала даже корректировать речь Алека. Венцом усвоения категории стало Анино грамматическое наблюдение в 5+8:

Аня: «Папа – как девочка!» Сказала и смеётся. Я не сразу поняла, о чём она. Потом дошло: она заметила, что «папа» склоняется как слова женского рода.

В случае Алека борьба длилась дольше и шла с переменным успехом.

Когда сыну исполнилось 5+3, иногда казалось, что он, наконец, освободился от ошибок в формах с участием рода. В 5+5 Алек, высказавшись неправильно, поправлялся… Однако в его 5+9 совершился очередной откат, все ошибки вернулись. (Результат поездки в Америку и усиления английского языка, в котором род не столь важен?)

Поделитесь на страничке

Следующая глава >